В ходе заседания Правительства, министр транспорта Марат Карабаев рассказал об итогах работы над строительством и ремонтом дорог, а также о платных трассах и их стоимости.
В 2023 году строительно-монтажными работами охвачено 6,5 тысяч километров дорог, в том числе 3,6 тысяч километров – строительством и реконструкцией, и 2,9 тысяч километров – капитальным и средним ремонтом.
"В этом году работы велись на 16 проектах, из которых три уже завершены – это БАКАД, Кандыагаш-Макат и Ушарал-Достык. Учитывая нарекания со стороны общества, усилия были направлены на реализацию основных долгостроев с четырех-пятилетней давностью. Это Талдыкорган-Усть-Каменогорск, Караганда-Алматы, Мерке-Бурылбайтал, Актобе-Кандыагаш, Атырау-Астрахань. Сейчас по этим проектам, кроме строительства обходов населенных пунктов, открыто движение на 923 километрах", – заявил Марат Карабаев.
По итогам прошедшего дорожно-строительного сезона в Казахстане будут полностью завершены и введены в эксплуатацию почти две тысячи километров республиканских дорог. Таким образом, общий объем дорог республиканского значения в нормативном состоянии вырастет до 92%.
По словам министра, темпы дорожно-строительных работ сохранятся и в следующем году. Работами будет охвачено 5,3 тысяч километров республиканской линии.
"Перед нами стоят большие задачи по реализации приоритетных проектов. Согласно поручению Главы государства до 2029 года необходимо провести реконструкцию восемь тысяч километров дорог. Как уже отмечалось, в следующем году будут завершены основные крупные проекты, освободится техника и рабочая сила строительных компаний. Поэтому с 2024 года будем поэтапно начинать строительство приоритетных проектов общей протяженностью 4,7 тысяч километров. Для решения этой задачи ведется работа по привлечению средств из внешних и внутренних источников", – добавил министр.
Марат Карабаев отметил, что начало крупных проектов потребует увеличения производства дорожно-строительных материалов, а также строительного оборудования и дополнительного инженерного персонала. Поэтому для предотвращения дефицита дорожного битума принимаются меры по переходу на цементобетонные дороги и импорту битума, изучаются новые карьеры инертных материалов, предусматривается увеличение производства железобетонных изделий, начато внедрение профессиональной сертификации, а в контрактах прописаны конкретные требования по наличию у подрядчиков собственного парка дорожно-строительной техники.
Также одним из важных вопросов при реализации новых проектов является обеспечение земельными ресурсами.
"На сегодняшний день в процессе землеустройства проектов возникает ряд трудностей. Процедуры возврата земли из частной собственности длятся до трех лет. Поэтому акиматам необходимо с этого момента запретить резервировать нужные земли и передавать их в частную собственность", – заявил Марат Карабаев.
По мере завершения дорожно-строительного сезона силы АО "НК "КазАвтоЖол" перебрасываются на очистку дорог от снега и льда. Для зимнего содержания дорог заготовлено 142 тысяч кубометров песка и 25 тысяч тонн технической соли,мобилизовано 1 870 единиц дорожно-эксплуатационной техники.
Стоит отметить, что в результате реконструкции в Казахстане продолжает расти доля дорог с четырехполосным движением. А это, в свою очередь, требует увеличения количества зимней техники.
Для решения этой задачи "КазАвтоЖол" дополнительно приобрел 379 новых машин, в том числе 245 через Фонд развития промышленности, 25 – за счет сборов платы за проезд и 109 – за счет амортизационных отчислений.
"Однако до сих пор имеется дефицит 1,1 тысяч машин, в связи с чем будет продолжена работа по пополнению техникой через льготное кредитование Фонда развития промышленности", – заявил министр.
По данным Министерства транспорта, ежегодно на содержание автомобильных дорог в Казахстане требуется порядка 60 млрд тенге. Поэтому для снижения нагрузки на бюджет, в стране поэтапно вводятся платные участки. Сейчас в Казахстане насчитывается 3,2 тысячи километров платных дорог. За 11 месяцев 2023 года от них поступило 26,5 млрд тенге.
В следующем году доля платных участков увеличится на 1,2 тысячи километров, а к 2029 году, по мере завершения работ по реконструкции автодорог, платная система охватит 11 тысяч километров.
В Министерстве транспорта отмечают, что платность в первую очередь направлена для сбора средств с транзитных транспортных средств, при этом для отечественных перевозчиков предусмотрена абонентская плата с возможностью приобретения на месячной и годовой основе.
"Тарифы за проезд по платным участкам в Казахстане по сравнению со странами ближнего и дальнего зарубежья являются самыми низкими. В последнее время у нас наблюдается рост транзитного потока, поэтому, в целях обеспечения сохранности отремонтированных участков дорог, ведется планомерная работа по повышению ставок платы за проезд", – сказал Марат Карабаев.
Ранее председатель Комитета административной полиции Кайсар Султанбаев отметил, что частой причиной ДТП в Казахстане является не только нарушение ПДД, но и плохое состояние дорог. Он считает, что для решения проблемы нужно менять законодательные подходы и улучшать инфраструктуру.