В I квартале 2023 года объем серого импорта автомобилей в Казахстан составил 10,9%. Для сравнения, по итогам прошлого года этот показатель был несколько выше – 11,6%, говорится в исследовании Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка.
Больше всего в Казахстан по серому импорту ввозились автомобили Toyota – 41,3%, то есть почти каждая вторая машина японского бренда, ввезенная в Казахстан в I квартале 2023 года, куплена не у официальных дилеров. Также в страну импортируют и автомобили Hyundai и Kia (7,2% и 4,9% соответственно).
"Все эти автомобили зарегистрированы официально, с уплатой всех необходимых платежей (таможенная пошлина, утилизационный сбор и проч.) и получением ГРНЗ", – отмечают в агентстве.
В Агентстве мониторинга и анализа автомобильного рынка добавили, что в учет берутся только автомобили не старше двух лет, прошедшие первичную регистрацию в I квартале 2023 года.
Такой высокий интерес казахстанцев к серым поставкам автомобилей Toyota неслучаен – дело в том, что японский бренд покинул российский и казахстанский регионы после начала войны в Украине в 2022 году. По итогам января-февраля 2023 года продажи Toyota в странах пост-советского пространства упали более чем на 90%.
В Казахстане официальные продажи Toyota возобновились только в апреле 2023 года. Причем поставляются они напрямую из Японии. Возможно, к концу года серые поставки машин Toyota снизятся, если официальные дилеры смогут удовлетворить спрос граждан.