06.11.2024 15:09
11 мин.

Регулирование такси в Казахстане: быть или не быть

Эксперты обсудили законопроект по регулированию агрегаторов таксопарков.

Ербол Мухамбаев
Фото: Pixabay

Государственные органы и участники рынка обсудили предлагаемые меры по законопроекту о введении саморегулируемых организаций (СРО) среди компаний, занимающихся перевозками пассажиров. Данный проект закона уже находится на рассмотрении Мажилиса и принят в первом чтении.

Позиция Министерства транспорта

По словам заместителя председателя Комитета транспорта и транспортного контроля Селима Куанышулы, Министерство транспорта не планирует закрыть интернет-агрегаторов такси в Казахстане. Законопроект предлагает норму, согласно которой агрегаторы обслуживают только тех перевозчиков, которые открыли ИП или ТОО и подали соответствующее уведомление в налоговые органы.

"Но сейчас интернет-агрегаторы всех подряд обслуживают. Хоть праворульные, иностранные номера. Поэтому наша задача правильно регулировать. Пусть работают, конкурентный рынок будет, это удобно для пассажиров и водителей, мы за. Наша задача только правильно регулировать", – заявил Селим Куанышулы на экспертном обсуждении в НПП "Атамекен".

Он считает, что открытый рынок перевозок создаст условия для удешевления услуг такси.

"Сейчас все такси-перевозки междугородние работают через inDrive. Вы же всех подряд же обслуживаете. Таксист всю ночь был на вечеринке, а утром вышел на перевозку – вы даете заказ. Таксист работал 20 часов и дальше хочет – вы даете заказ. Машина праворульная – вы даете заказ. Поэтому все незаконные перевозки работают через интернет-агрегатор", – добавил представитель Комитета транспорта и транспортного контроля. 

Позиция участников рынка

Юрист ТОО "Апару" Виктор Нещеретнев считает, что СРО предъявит к перевозчикам такие требования, которые те не смогут выполнить. Это приведет к тому, что бюджет недополучит порядка 130 млрд тенге налогов в год. В качестве подтверждения своих слов он привел в пример Россию. В 2023 году там приняли федеральный закон, согласно которому автомобили такси должны были перекрасить в соответствующие цвета и оснастить специальными "шашками". 

"В итоге сейчас у них не хватает 130 тысяч водителей. По данным их минтранса, цены выросли в 2,8 раза. А сейчас они пришли с предложением ослабить эти требования. Там таксисты ушли в тень, работают через чат-боты, и власти не придумали, как их блокировать. Закон призван вывести их из тени, а по факту он может принести шок отрасли", – заявил спикер.

Он считает, что, вместо введения СРО, нужно ввести лицензирование служб такси. 

Руководитель inDrive в Казахстане Арай Бекембаев заявил, что большинство участников рынка не участвовали в разработке законопроекта, в том числе и inDrive.

"Создание СРО будет говорить о том, что мы заведомо не будем знать, какое будет регулирование, какие именно функции будут органичены,  вполне возможно, что данную функцию у агрегатора заберут, потому что мобильные агрегаторы должны будут прийти к единому мнению, где будут установлены тарифы, определенные комиссии, а мы знаем, что большим агрегаторам жить в условиях низких комиссий равносильно самоубийству. Это все приведет к тому, что цены на услуги такси вырастут, и через какое-то время государству придется вмешаться, как это было с техосмотром", – считает Арай Бекембаев.

Ранее сотрудники Министерства транспорта начали проверять водителей автобусов и большегрузов, как долго они ездят за рулем без отдыха. Напомним, что, согласно правилам, ежедневная продолжительность управления транспортом не должна превышать девять часов. К тому же после управления транспортом в течение четырех с половиной часов водителю необходимо сделать перерыв не менее чем на 45 минут, сообщает пресс-служба ведомства.