В Алматы разработали программу по улучшению экологии в городе. В рамках новой инициативы планируется сделать платным проезд по определенным районам южной столицы, а также выкупать у жителей транспортные средства для последующей утилизации, об этом говорится в проекте решения Маслихата Алматы "О введении специальных экологических требований в области охраны атмосферного воздуха на территории города Алматы", опубликованном на сайте "Открытые НПА".
Согласно новому проекту, в Алматы создадут специальные зоны с низким уровнем выбросов (Low Emission Zones, LEZ), где эксплуатация автомобилей низких экологических классов ограничена и будет платной.
"Внедрение зон LEZ будет поэтапным и начнется в пилотном режиме на отдельных центральных магистралях. На первых этапах, ориентировочно в октябре текущего года, проект будет работать без взимания платы с автовладельцев для тестирования и анализа транспортных потоков и состава автопарка "базового года". В перспективе для автомобилей классов "Евро-4" и ниже въезд станет платным, тогда как электромобили, транспорт на водородных двигателях, а также автомобили классов "Евро-5" и "Евро-6" будут освобождены от оплаты", – сообщили в акимате Алматы.
Для жителей, постоянно проживающих в пределах зоны, предусмотрены льготы: ежемесячный абонемент по сниженной стоимости при условии регистрации в информационной системе "Чистый город", которая также разрабатывается в рамках данного проекта, и прохождения положительного техосмотра. Средства, получаемые от платного въезда, будут направляться на реализацию экологических инициатив, развитие общественного транспорта и меры поддержки населения. Одним из таких механизмов станет программа поэтапного выкупа старых автомобилей низких экологических классов у горожан, что позволит смягчить социальные последствия введения ограничений и ускорить обновление автопарка.
Выкупу старых автомобилей для последующей утилизации подлежат транспортные средства, зарегистрированные в Алматы до 1 сентября 2025 года. Деньги на покупку машин акимат Алматы планирует взять со средств, полученных от платного въезда в Low Emission Zones, от АО "Жасыл Даму" (за счет утильсбора) и из местного бюджета.
Позже планируется утвердить перечень, где будет установлена цена выкупа автомобиля.
"Выкупу подлежат автотранспортные средства, находящиеся в эксплуатации, которые прибыли на пункты выкупа своим ходом", – говорится в проекте решения.
В качестве стимулирования для жителей Алматы будут предлагать скидки на приобретение новых автомобилей, возможность использования части оплаты за машину на доступ к Low Emission Zones, а также бесплатные проезды на общественном транспорте.
Коммунальным и частным автопаркам города Алматы необходимо оборудовать транспортные средств, работающие на ДВС, автономными отопительными системами или электрическими автомобильными подогревателями. Также им разрешается прогревать свои автомобили при температуре выше нуля градусов Цельсия не более пяти минут, а при температуре ниже нуля – не более 15 минут.
"Более длительный прогрев ДВС разрешается только с применением автономных отопительных систем и электрических автомобильных подогревателей. Для контроля за исполнением настоящего пункта уполномоченные органы проводят инспектирование отдельных автотранспортных средств, по обращению граждан, в том числе через мониторинг социальных сетей", – говорится в проекте решения.
Также автопарки должны проводить ежемесячный или ежеквартальный контроль транспортных средств на ДВС, включающий:
Автопарки, имеющие на балансе автотранспортные средства на дизельном топливе экологического класса "Евро-4" и выше, с предусмотренной заводом-изготовителем системой селективной каталитической нейтрализации, должны закупить реагенты AdBlue в расчете не менее 15 литров на 1 000 километров пробега каждого автобуса, с предоставлением ежеквартальной отчетности.
По данным акимата города, реальная экологическая нагрузка в Алматинской агломерации составила более 225 тысяч тонн загрязняющих веществ в год, а объем валового выброса в Алматы составила 189 тысяч тонн в год, из которых 60% или 112 тысяч тонн приходится на автотранспорт. При этом выбросы загрязняющих веществ от автомобилей эко-класса "Евро-0" составляют 84% от общего объема выбросов автотранспортных средств или 94,6 тысяч тонн в год.
Напомним, что, согласно исследованию аналитиков Sergek Group, для комфортного передвижения на дорогах Алматы должно быть не более 170 тысяч транспортных средств. В реальности, автомобилей на дорогах Алматы гораздо больше. По данным Бюро национальной статистики, на 1 июля 2025 года в городе зарегистрировано 755 219 единиц транспортных средств, из них 676 359 – легковые автомобили.