09.05.2023 16:43
0 мин.

В Казахстане при проектировании автодорог начнут учитывать погодные условия

"КаздорНИИ" уже разрабатывает соответствующий паспорт измерительной станции.

Ербол Мухамбаев
Фото: МИИР

Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт ("КаздорНИИ") установил по всей стране 28 измерительных климатических станций, которые ежечасно отправляют данные о температуре и влажности автодорог. Теперь специалисты института работают над созданием паспорта измерительной станции, где будут хранится все данные с каждого датчика. 

Паспорт будет содержать идентификационные признаки каждой измерительной станции, такие как: адрес или географические координаты местности, дорожная конструкция участка автодороги, изменение глубины промерзания и экстремальных температур воздуха, изменение длительности зимы и лета из года в год. В ближайшем будущем планируется установить еще 15 датчиков.

Тогда в Казахстане смогут учитывать климатические условия регионов при проектировании автодорог. В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития отметили, что сейчас погода и влажность воздуха не учитывается при строительстве дорог, это является одной из причин их деформации. Появление усталостных разрушений, колей и весенних провалов дорожных одежд экспертами объясняется отсутствием полноценной информации о водно-тепловом режиме конкретного участка автомобильной дороги.

"К примеру, зимой 2021-2022 годов глубина промерзания дорог составляла 2,25 метров при минимальной температуре -31 градусов. Зимой 2022-2023 годов температура составляла -35,5 градусов, глубина промерзания -2.52 метра. Разница составляет 27 сантиметров. Если при строительстве рассчитывать на данные прошлого года, то увеличение толщины переувлажненного грунта на целых 27 сантиметра приводит к росту опасности появления провала. Отсюда и деформация дороги", – объясняет ведущий научный сотрудник "КаздорНИИ" Кобланбек Айтбаев.

Напомним, что в 2023 году строительно-монтажными работами будет охвачено 11 тысяч километров автодорог общего пользования. Ожидается, что, по итогам года, доля республиканских трасс в нормативном состоянии составит 92%, этот же показатель по дорогам местного значения вырастет до 87%. 

Ранее Министерство индустрии и инфраструктурного развития сообщило, что ведомство будет расторгать договоры с подрядчиками, которые строят некачественные работы или не укладываются в установленные сроки.