В Агентстве по стратегическому планированию и реформам считают, что действующие меры поддержки автопроизводителей способствуют запуску сборки транспортных средств в Казахстане, но не стимулируют дальнейшее повышение технологической сложности производств и степени локализации компонентов. Поэтому ведомство предлагает переформатировать меры поддержки.
"Доля мелкоузловой сборки в производстве составляет всего 10%. Поэтому наряду с поэтапной актуализацией требований по локализации будет проработан комплекс сопутствующих аспектов, в том числе касающихся методики оценки степени локализации, определения перечня приоритетных товаров, подлежащих локализации, масштабного внедрения и цифровизации инфраструктуры качества. Для поддержки локализации производств будут проработаны стимулирующие меры тарифного, налогового регулирования", – говорится в Национальном плане развития Республики Казахстан до 2029 года.
В агентстве считают, что привлечение крупных транснациональных компаний к сотрудничеству с местными производителями позволит развить конкурентоспособные экспортоориентированные местные предприятия. Для дальнейшего стимулирования локализации производства вокруг крупных производственных компаний будут создаваться малые и средние предприятия, занимающиеся производством комплектующих, сервисным обслуживанием, переработкой или утилизацией производственных и потребительских отходов.
Производители транспортных средств в Казахстане сталкиваются с недоступностью и нехваткой сырья: объем импорта сырья и комплектующих составляет 50% и более, что повышает себестоимость продукции и усиливает барьеры для налаживания производства технологичных товаров, заявляют в ведомстве.
Напомним, что два крупнейших автопроизводителя в Казахстане уже занимаются строительством комплексов по выпуску автокомпонентов. В Костанае Allur запустит локализационный центр мощностью 70 тысяч комплектующих в год. По словам начальника управления локализации компании Allur Сергея Могилатова, в первую очередь будут локализованы бамперы, сиденья, жгуты проводов, мелкая штамповка.
В свою очередь, Astana Motors запускает производство следующих автокомпонентов: автомобильных сидений совместно с Youngsan Glonet Corp. Ltd. (Корея), мультимедийных систем для автомобилей Hyundai совместно с Motrex Co Ltd. (Корея), а также полиуретановых ковриков, подкрылков и брызговиков.