Эксперты в области урбанистики и представители кикшеринговых компаний остались недовольны поправками, принятыми Сенатом, касательно правил езды на электросамокатах. Они считают, что их нужно доработать, и прогнзируют рост количества ДТП.
В акимате Алматы полагают, что новые правила езды на электросамокатах не отвечают интересам горожан, а ограничение максимальной скорости по тротуару в шесть километров в час – излишним.
"Сегодняшний законопроект не отвечает интересам горожан и должен быть доработан. Ограничение скорости движения по тротуару до шести километров в час мы считаем излишней мерой. С такой скоростью пользователи не смогут решать транспортную потребность, и индустрия будет задушена. Одновременно мы прогнозируем, что с вступлением законопроекта в силу количество ДТП вырастет в разы. Ограничение скорости езды на тротуаре заставит самокатчиков съезжать на проезжую часть, что создаст угрозу для водителей самокатов и другого транспорта", – отметил специалист Управления городской мобильности города Алматы Мурат Туменбай в ходе открытой дискуссии "Микромобильность и безопасность: как обеспечить комфорт для всех?".
По словам международного эксперта в области городской мобильности Елены Ерзакович, в составе рабочей группы, которая разрабатывала ПДД для электросамокатов, не было ни одного профильного специалиста.
"Сенат несколько раз рассматривал наши замечания, но не принял их во внимание. Мы требуем вернуть законопроект на доработку и рассмотреть вопрос комплексно, с привлечением экспертов по транспортной политике. Надеюсь, что данная ошибка не повторится при регулировании мопедов и другого транспорта, который представляет большую опасность, чем электросамокаты", – говорит Елена Ерзакович.
Руководитель Urban Forum Kazakhstan Адиль Нурмаков сообщил, что теперь Сенат предлагает посмотреть, как будут действовать новые правила для электросамокатов, в течение ближайших полугода. И только после этого вернуться к обсуждению закона.
"Таким образом сейчас предлагается поэкспериментировать с жизнями людей, поставив их в заведомо опасные условия. Как правило, если у законодателей есть сомнения в правоприменении, выбираются иные способы не допустить ошибок. Спрос на средства индивидуальной мобильности – это требование времени и тренд, который будет продолжать расти. Поэтому передовые города и страны должны делать ставку на массовое, форсированное развитие инфраструктуры для микромобильности, а не вводить запреты", – заявил Адиль Нурмаков.
В свою очередь, управляющий кикшерингового сервиса Whoosh в Казахстане Станислав Молчанов поделился актуальной статистикой аварийности сервиса. По его словам, несмотря на рост поездок на электросамокатах в Казахстане, количество ДТП с самокатами продолжает снижаться. В 2023 году на 500 тысяч поездок в Астане и Алматы внутри сервиса зафиксировано пять случаев получения травм средней тяжести, 33 пользователя получили царапины или повредили личные вещи в результате падения. Таким образом, доля "аварийных" поездок составляет менее 0,01%. Аварийность электросамокатов значительно ниже по сравнению с велосипедами, мопедами и электромобилями.