30.07.2024 14:57
15 мин.

От плагиата до мирового лидерства: как мировые конфликты помогли развитию японского автопрома

Как развивалась автомобильная промышленность Японии.

Ербол Мухамбаев
Фото: открытые источники

Сегодня японский автомобильный рынок является одним из крупнейших в мире, а местные бренды стали лидерами продаж во многих странах. По данным портала Focus2Move, в 2023 году в Японии продано четыре млн новых легковых автомобилей, что на 15,8% больше чем в 2022 году. Лидерами продаж стали японские марки Toyota, Honda, Suzuki, Daihatsu, Nissan, Mazda и Subaru.

Довоенное время

В начале XX века автопарк Японии насчитывал всего 18 тысяч машин. Автомобили были доступны только зажиточным гражданам, большинство людей передвигались на велосипедах и повозках. Несмотря на это, именно в то время японцы предпринимали первые попытки собрать собственный автомобиль.

Местные умельцы пытались воссоздать иностранные машины у себя в гаражах. В 1907 году инженер Команосукэ Утияма и бизнесмен Синтаро Есида создали первый японский автомобиль с двигателем, который работал на бензине. Фактически, это была копия одного из первых автомобилей Ford. Таких попыток у японцев было немало – местные мастера пытались копировать иностранные машины, немного людей задумывались о разработке своих технологий.

В 1917 году японцам удалось выпустить 22 автомобиля местного бренда Mitsubishi Model A. Машины разработаны на основе итальянских FIAT Tipo 3. В дальнейшем автомобили в Японской империи производились западными компаниями. Они открывали в стране свои предприятия или выдавали лицензии местным заводам. Первые автомобили марки Datsun и Nissan фактически являлись британскими автомобилями Austin 7 и американскими Graham-Paige, автомобили марки Chiyoda (Isuzu) – Wolseley и Pontiac, а Sumida – LaSalle. В 30-х годах прошлого столетия свои предприятия в Японской империи уже развернули Ford, General Motors и Chrysler.

Именно поэтому в мире стали говорить об японском автопроме как о плагиате на западные бренды.

Перед началом Второй мировой войны власти Японской империи решили национализировать все местные предприятия, что стало причиной ухода западных брендов из страны. Теперь местные заводы не смогли производить автомобили, и их перепрофилировали под выпуск военной техники.

Геополитические конфликты спасают автопром Японии

Второе дыхание японский автопром получил уже в 50-х годах XX века. 25 июня 1950 года началась война в Корее. К осени в нее ввязались и американские силы. Осознавая, что боевые действия могут продлиться годы, правительство США начало закупать транспортные средства из Японии.

В 1950 году Toyota выпустила всего 300 автомобилей. Компания была на грани банкротства. Но именно контракт с армией США спас японского автопроизводителя – Toyota должна была поставить американским военным почти пять тысяч транспортных средств и обеспечить их дальнейшее обслуживание. Всего США закупили в Японии почти 12 тысяч автомобилей на общую сумму 27,2 млн долларов (почти 12,9 млрд тенге).

В 1955 году Правительство Японии ввело запрет на импорт транспортных средств. Однако местные машины все еще не пользовались большим успехом у потребителей. И если на внутреннем рынке японские автомобили продавались только из-за отсутствия выбора, то в других странах их машины считали лишь плагиатом на западные наработки.

Позже мир стал свидетелем, так называемого, "японского экономического чуда". Тогда местное правительство взяло под жесткий контроль внешнюю торговлю, что впоследствии стало причиной выхода японских автопроизводителей на рынке США и Европы. В октябре 1957 года Toyota открыла свой первый дилерский центр в Голливуде. В первый год на американском рынке компании удалось продать 287 Toyota Crown и один Land Cruiser. В течение двух следующих лет в США пришли Honda и Nissan. Параллельно японские компании захватывали и европейский рынок. Таким образом, автомобили из Страны восходящего солнца зарекомендовали себя на Западе как недорогие и простые в обслуживании машины. Уже в 60-х годах Toyota и Nissan входили в топ-20 крупнейших автопроизводителей в мире, а в Японии выпускалось больше автомобилей нежели во Франции.

Новое дыхание японскому автопрому снова дал международный конфликт – на этот раз "нефтяной кризис 1973 года". Тогда члены Организации арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК) объявили, что перестанут поставлять нефть государствам, поддерживающим Израиль в ходе войны Судного дня, а именно Великобритании, Канаде, Нидерландам, США и Японии. Вследствие этого цены на топливо резко выросли по всему миру. Поэтому повсеместно стали более популярны экономичные и недорогие японские автомобили.

Как результат, в 1975 году Toyota стала самым популярным иностранным брендом машин в США, тогда компании удалось обойти даже Volkswagen. Большим спросом среди американцев пользовались японские Toyota Corolla и Corona, а также Nissan (Datsun) 1200 и Honda N600. В 1979 году Японии удалось экспортировать на внешние рынки два млн автомобилей.

Однако местным производителям хотелось большего. Поэтому компании решили завоевать еще и рынок люксовых машин. В 1986 году Honda открыла премиум-подразделение Acura. В 1989 году Toyota создает Lexus, а Nissan – Infiniti. И если раньше японский автопром ассоциировался с надежностью, простотой, экономичностью и доступностью, то теперь еще и с разнообразием автомобилей разных классов комфорта. Уже в 1989 году в Японии произведено 13 млн транспортных средств, почти половина из них отправлены на экспорт (порядка шести млн).

Современный японский автопром

В начале XXI века японские компании, в погоне за повышением доступности своих автомобилей, начали открывать автосборочные предприятия в других странах. С 1999 по 2009 годы в азиатских заводах японских брендов выпущено более пяти млн автомобилей. Параллельно в США открылись 30 предприятий, в Европе – 16.

Сейчас связующим звеном между японскими автопроизводителями и государством является Ассоциация производителей автомобилей Японии (JAMA), в которую входят 14 компаний. Изначально, ассоциацию создавали для обмена технологиями и управленческим опытом между компаниями. Сейчас JAMA стала связующим звеном между автопроизводителями и правительствами различных стран. Помимо основной штаб-квартиры в Токио, ассоциация имеет свои отделения в Пекине, Сингапуре, Вашингтоне, Торонто и Брюсселе.

Отметим, что JAMA это, в первую очередь, торговая организация, которая помогает японским автопроизводителям продавать свою продукцию на внешних рынках. Сегодня японские автомобили славятся по всему миру своей надежностью, качеством и доступностью. Компании из страны восходящего солнца насчитывают сотни автосборочных предприятий по всему миру, что лишь подтверждает лидерство Японии на рынке.