14.07.2023 16:00
8 мин.

В I квартале 2023 года автомобили казахстанской сборки подорожали на 16%

Агентство по защите и развитию конкуренции называет льготные программы автокредитования одной из причин роста цен.

Ербол Мухамбаев
Фото: АЗРК

Агентство по защите и развитию конкуренции опубликовало отчет о механизмах автокредитования в рамках льготной госпрограммы. По итогам проведенного анализа установлено, что рынок услуг автокредитования является высококонцентрированным.

В агентстве отметили, что финансирование льготного автокредитования осуществлялось без предварительного обеспечения необходимым количеством автомобилей отечественной сборки для удовлетворения спроса населения, что в свою очередь спровоцировало рост цен на автомобили.

За период с 2020 и 2021 годы установлено доминирующее положение Kaspi Bank, "Сбер Банка" ("Береке банк") и "Евразийского банка" по совокупной доле доминирования более 70% в программе льготного автокредитования по линии Банка развития Казахстана. По итогам девяти месяцев 2022 года доминирующее положение по совокупной доле доминирования 70% занимают "Евразийский банк", Kaspi Bank и "Банк Центр Кредит".

В 2022 году рыночная доля "Евразийского банка" и "Банка Центр Кредит" увеличилась за счет участия в программе льготного автокредитования без первоначального взноса по ставке 4% по линии Фонда развития промышленности.

Вне льготных госпрограмм наибольший объем автокредитования принадлежит Kaspi Bank, который предоставляет услуги автокредитования на цифровой платформе "Колеса", приобретенной в 2013 году. При этом, процентная ставка вознаграждения на данной платформе составляла 34%.

Наряду с этим, практика показывает, что при предоставлении займа банком привлекаются страховые продукты аффилированной с ним компании. К примеру, "Евразийский Банк" большее количество транспортных средств, выданных в рамках собственной программы автокредитования, застрахованы через аффилированное с ним АО "СК Евразия".

Таким образом, на рынке услуг автокредитования наблюдается низкий уровень конкуренции, при этом, рыночное положение отдельных игроков усиливается за счет расширения собственных цифровых платформ, вследствие чего наблюдаются высокие процентные ставки в коммерческом сегменте, риски ограничения в выборе финансовой организации.

Механизм распределения средств в рамках льготного автокредитования в 2022 году

АО "Жасыл Даму" предоставило займ в размере 100 млрд тенге Фонду развития промышленности (ФРП) по процентной ставке вознаграждения 0,1% для дальнейшего кредитования банков второго уровня. Одним из условий ФРП при предоставлении займов банкам второго уровня является наличие филиальной сети по Казахстану. Данное требование ограничило состав участников (АО "Фридом Финанс Банк" не соответствовал данному требованию).

По итогам рассмотрения заявок Фонд развития промышленности распределил 100 млрд тенге между четырьмя банками второго уровня: "Евразийский Банк" – 35 млрд тенге, "Банк Центр Кредит" – 27,5 млрд тенге, "Народный Банк" – 22,5 млрд тенге и Forte bank – 15 млрд тенге путем заключения долгосрочного договора займа на 30 лет со ставкой вознаграждения 1%. При этом, согласно договорам займа, ФРП определил лимиты финансирования каждого автопроизводителя, что исключает конкуренцию между указанными банками второго уровня.

В целом, следует отметить, что, начиная с 2015 года, программы финансирования льготного автокредитования имеют следующие проблемные аспекты. Основная проблема льготного финансирования автокредитования связана с несоответствием спроса и предложения автомобилей. В связи с возросшим спросом льготные программы приходилось приостанавливать поскольку выделенные денежные средства заканчивались.

Вследствие этого, заемщику приходится длительное время стоять в очереди на рассмотрение заявки в банке, дожидаясь поступления револьверных средств. Данная ситуация усугублялась длительной доставкой комплектующих запчастей, обусловленная удлинением логистических маршрутов в период пандемии, а также практикой навязывания дополнительного оборудования автодилерами, осуществляющих реализацию автомобилей отечественной сборки.

Такие действия образуют состав нарушения пункта закона "О защите прав потребителей", запрещающего установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам (работам, услугам). Вместе с тем, административная ответственность за нарушение данной нормы отсутствует. Органы защиты прав потребителей, включая Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции и само Министерство индустрии и инфраструктурного развития в части защиты прав потребителей товаров казахстанского автопрома, ограничены лишь правом подачи исков в суд об устранении нарушения.

Навязывание принудительного ассортимента при реализации товаров также является нарушением конкурентного законодательства, но при условии, что данные действия нарушают права других поставщиков оборудования, что требует подачи ими соответствующих заявлений и установления факта ограничения конкуренции на рынке поставок дополнительного оборудования.

В то же время, агентство полагает, что данная мера государственной поддержки создает риски роста цен на автомобили отечественной сборки. Согласно информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в I квартале 2022 года цены на легковые авто отечественной сборки выросли на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Ранее 4 мая 2022 года Агентство по защите и развитию конкуренции направило письмо в Министерство индустрии и инфраструктурного развития о необходимости фиксации цен на текущем уровне до момента исчерпания лимита выделенных средств, в целях недопущения спекулятивного роста цен. Однако, предложение агентства при запуске программы льготного автокредитования не было учтено.

Барьеры для развития конкуренции

По результатам анализа агентство выявило нижеследующие барьеры для развития конкуренции:

  • конкуренция между автопроизводителями и банками второго уровня исключена из-за предварительного распределения лимитов финансирования, вследствие чего выбор потребителя в качественном товаре ограничен;
  • высокие процентные ставки в коммерческом сегменте, риски навязывания финансовой организации, ограниченный выбор страховой организации.

Предложения и рекомендации по развитию конкуренции

Агентство с учетом выявленных барьеров для развития конкуренции полагает необходимым:

  • рекомендовать Министерству индустрии и инфраструктурного развития пересмотреть механизм льготного автокредитования в части исключения лимитов финансирования автопроизводителей;
  • рекомендовать Агентству по регулированию и развитию финансового рынка обеспечить возможность выбора страховых организации при кредитовании.

Данные рекомендации направлены в указанные уполномоченные государственные органы и в Национальный банк.

Исключение лимитов финансирования позволит обеспечить выбор автокредита с наиболее выгодной годовой эффективной ставкой кредитования. Согласно информации банков второго уровня, коридор годовой эффективной ставки кредитования сложился от 4 до 7,5%. Таким образом, при условии применения минимальной ставки (4%) возможно снижение суммы переплаты потребителя займа за семилетний период до 2,5 млн тенге.