По данным Казахстанского автомобильного союза, в январе-мае 2024 года отечественные предприятия выпустили 55 985 единиц транспортных средств на общую сумму 720,4 млрд тенге. Объемы производства в 2024 году на 4,3% меньше нежели за аналогичный период прошлого года.
Причем в мае показатели снизились на треть – 9 091 транспортных средств в мае 2024 года, что на 34% меньше чем в мае 2023 года.
"Серый ввоз влияет на объемы производства. Снижение продаж от месяца к месяцу (продажи в мае упали еще на 9,7%) привело к прогнозируемой корректировке заказов на производство в ближайшие месяцы. Вопросы бесконтрольного ввоза старых и юридически нечистых автомобилей из ЕАЭС и третьих стран уже сказались на авторынке. Серые и околокриминальные импортеры продают потребителям нелегальные автомобили. Это влияет как на производителей, так и на импортеров, кто платит налоги", – объясняет президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева.
По итогам пяти месяцев 2024 года в Костанае (Allur) произведено 35 549 единиц техники (+0,6% к январю-маю 2023 года). В Алматы (Hyundai Trans Kazakhstan, Hyundai Trans Almaty) выпущено 16 700 (-15,2%) легковых и коммерческих автомобилей. В Семее ("СемАЗ", Daewoo Bus Kazakhstan) – 2 065 единиц коммерческой техники (+13,8%). В Карагандинской области (QazTehna) – 525 единиц техники (+45%). В Кокшетау ("КамАЗ-Инжиниринг") произвели 360 единиц коммерческой техники (-17,6%). Другие – 756 единиц.
В пятерке самых популярных производимых брендов за январь-май 2024 года (включая экспорт): Hyundai (16 551 единиц), Chevrolet (12 776), Kia (11 384), Jac (6 030) и Jetour (4 649). В разрезе моделей больше всего произведено: Chevrolet Cobalt (10 531), Hyundai Tucson (9 307), Kia Sportage (5 365), Jetour X70 (2 940) и Jac J7 (2 736).
Ране в кулуарах заседания Сената министр промышленности и строительства Казахстана Канат Шарлапаев высказался по поводу поддержки отечественного автопрома. Он считает, что отмена утилизационного сбора выгодна только импортерам.
В свою очередь, председатель Сената Маулен Ашимбаев считает, что общественность задает вопросы касательно утильсбора из-за недостатка информации, куда тратятся деньги на поддержку производителей транспортных средств.