По данным фонда Urban Forum, в 2022 году 6,3 млн казахстанцев хотя бы раз совершили поездку на такси. И в течение ближайших четырех лет этот показатель будет расти на 1-2,2% в год до 6,83 млн в 2027 году.
За период с 2016 по 2019 года пассажирооборот такси в Казахстане увеличился на 16% и в 2019 году составил 1,61 млрд пассажиро-километров. В 2020 году произошло снижение пассажирооборота такси в Казахстане на 17% в связи с пандемией коронавируса. В 2021-2022 годах пассажирооборот такси в Казахстане частично восстановился, показав рост на
11% и достигнув 1,5 млрд пассажиро-километров. Согласно прогнозу, пассажирооборот такси в Казахстане будет продолжать расти и достигнет допандемийных значений к 2026 году, а к 2027 году составит 1,7 млрд пассажиро-километров.
"34% от общего количества поездок в Казахстане приходится на Алматы, Астану и Шымкент", – говорится в исследовании Urban Forum.
Средняя стоимость поездки на такси в Казахстане составляет 970 тенге. Самые высокие ценники зафиксированы в Алматы (1 274 тенге), Астане (1 173 тенге) и Шымкенте (811 тенге). Стоимость поездки на такси зависит в первую очередь от соотношения цены и спроса, которые могут варьироваться от многих внешних факторов, включая пробки на дорогах, час пик, плохую погоду и так далее.
Большинство респондентов из Астаны, Алматы и Шымкента отметили, что за одну поездку на такси тратят от одной до трех тысяч тенге. Лишь четверть опрошенных тратят менее тысячи тенге.
В 2022 году оборот рынка такси составил 139 млрд тенге. В 2022-2023 годах четверть рынка занимает Алматы. Согласно прогнозам экспертов, в 2027 году этот показатель достигнет 193,9 млрд тенге.
Число водителей такси в Казахстане составляет 213 тысяч человек. Для 17% из них такси – основная занятость, 83% водят такси в качестве подработки. Выручка водителя при полной занятости в 2022 году, по данным экспертов, составляла порядка 493 тысяч тенге по Казахстану без вычета затрат на обслуживание автомобиля и покупку топливо. С учетом
затрат, чистый доход водителя примерно соответствует медианной заработной плате в Казахстане, которая в 2022 году составила 204 тысяч тенге.
Причем лишь 31-51% от стоимости поездки "идет в карман" таксиста. На агрегаторы такси в 2022 году пришлось порядка 66% всех налоговых поступлений в отрасли. По данным портала Комитета государственных доходов, налоговые отчисления по трем крупнейшим агрегаторам такси (Яндекс Go, inDrive,Апару) составили более 10,9 млрд тенге в 2022 году и около 7,9 млрд за первое полугодие 2023 года. В 2018-2022 годах показатели по уплаченным налогам этих компаний удваивались из года в год. Меньше всего налогов в 2022 году выплатили непосредственно водители такси, хотя потенциальная доля налоговых сборов с водителей должна составлять порядка 16% от всех налогов в отрасли.
Напомним, что согласно правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, водители общественного транспорта и такси в Казахстане должны проходить предрейсовое и послерейсовое медицинские освидетельствования. Теперь они смогут делать это в онлайн-режиме.