В Казахстане каждое лето люди активно дискутируют по поводу разрешения электросамокатов. Однако в стране до сих пор не разработаны соответствующие ПДД, которые бы регулировали поведение самокатчиков на улицах городов.
В беседе с редакцией Autoreport политический обозреватель Газиз Абишев отметил, что выступает в качестве рядового гражданина и пешехода. Позицию он опубликовал в своем telegram-канале Abishev Analytics.
Часть депутатов Мажилиса настаивает на запрете электросамокатов, другая предлагает ввести ограничения - снизить предельную скорость, запретить ездить по двое, ввести ещё какие-то ограничения.
Какие аргументы у сторонников сохранения электросамокатов? Развлекательная? Отбрасываем без обсуждений. Транспортная? Есть расчёты, какую долю проезжаемые на электросамокатах расстояния составляют от суммарных расстояний, проезжаемых людьми на общественном транспорте, такси, личных машинах и проходимых пешком? Если это доли процента, то никакого влияния на транспортную отрасль крупных городов электоросамокаты не оказывают. Гуманитарного аспекта тоже нет, вряд ли те, кому тяжело ходить или нет денег платить за автобус, будут активно использовать самокаты. Ими пользуются те, кто без проблем найдёт альтернативу.
Какие аргументы у сторонников запрета электросамокатов? Тяжёлая металлическая бандура, развивающая серьёзную скорость - настоящее оружие, словно специально созданное убивать и калечить. Да, большая часть желающих прокатиться, будучи физически и психически здоровыми людьми, руководствуются соображениями гуманности и самосохранения, и стараются на врезаться в мирно идущих пешеходов и играющих детей.
Но есть те, кто в критический момент не обнаружит в себе необходимой реакции и наедет на кого-нибудь, сломав конечность. А есть те, кто специально разгоняется на узком участке в присутствие детей, считая, что у пешеходов должны быть глаза на затылке, которыми они обязаны следить за ситуацией и прижиматься к бордюру, появись на горизонте электросамокат. Они потом делают покер-фейс или льют крокодиловы слёзы, но никакой ответственности это с них, с владельцев прокатных компаний и их лоббистов в госорганах не снимает.