В кулуарах заседания Сената министр промышленности и строительства Казахстана Канат Шарлапаев высказался по поводу поддержки отечественного автопрома. Он считает, что отмена утилизационного сбора выгодна только импортерам. Далее текст от лица министра.
Хочу сказать по поводу этой вот дискуссии – она ведется в пользу людей, те люди, которые инициируют эту дискуссию, зачастую это люди, которые занимаются перепродажей, как правило. И я это не говорю голословно – 17 мая встретился со всеми представителями людей, которые настаивают на отмене утильсбора. У нас была большая дискуссия, участвовали депутаты Парламента. Мы делились мнениями по поводу изменения политики государства. Но большой частью оказалось, что эти люди зарабатывают на том, что они покупают машины из за рубежа, привозят и продают их здесь. Это вот вклад в экономику этой группы людей. А вклад в экономику производства и развития именно индустриального – я его оцениваю его чуть по другому. Я считаю, что не надо подаваться на риторику людей, которые свой собственный заработок ставят чуть выше чем индустриальное развитие государства.
49,2 тысячи людей подписали петицию против утильсбора. Но сейчас примерно такое же количество людей у нас работает в промышленности, которая производит автомобили, сельскохозяйственную технику и так далее. И здесь когда две группы граждан находятся в ситуации, что пожелание одних лишает других работы, то навреное, это требует взвешенного подхода. А не так что давайте в пользу одних, другое уничтожим. Я считаю, что это неправильный подход. А здесь я вижу, что интересы одной группы людей напрямую влияет на экономическое состояние, на то, что купят они завтра хлеб или нет, на тех людей, которые на этих заводах работают.
Еще раз хочу повторить – никакого пересмотра утильсбора мы сейчас не рассматриваем.
Мы ставим перед собой задачу постепенно наращивания мелкоузловой сборки до 20%, в 2025 году – 30%. И в 2026 году мы дойдем до 50% автомобилей, которые будут собираться мелкоузловой сборкой.
Сейчас ведется строительство двух заводов, суммарная мощность которых 160 тысяч автомобилей в год. Вот первый завод, который будет делать 90 тысяч автомобилей, это три китайские марки. Все производятся мелкоузловой сборкой. Kia будет производить 70 тысяч автомобилей, из них 50 тысяч будут производиться мелкоузловой сборкой. Задача в том, чтобы постепенно нарастить объем производства именно мелкоузловой сборкой.
У меня нет конкретного прогноза, как будет формироваться ценообразование автомобильного рынка через пять лет. Достаточно сложно спрогнозировать, что будет через пять лет, не всегда можно быть уверенным, что произойдет через два дня. Но как только мы производим достаточно большое количество автомобилей за счет экономики и масштабов, конечно же, цена на автомобили будет снижаться.