В 2024 году в казахстанские предприятия выпустили 147 431 единиц транспортных средств на общую сумму 1,9 трлн тенге. Для сравнения, в 2023 году показатели производства были на 1,6% больше (149 753 транспортных средств на 1,83 трлн тенге), сообщает Казахстанский автомобильный союз.
Производство легковых автомобилей в 2024 году традиционно занимает основную долю – 133 978 единиц (-0,1% к показателям 2023 года). К тому же выпущено 7 705 единиц грузовых автомобилей (-22,2%), автобусов – 2 942 (-6,1%) и 2 141 единиц прицепов и полуприцепов, а также 665 единиц прочей спецтехники.
Костанайский завод Allur в 2024 году произвел 90 515 единиц транспортных средств, что на 0,3% больше, чем в 2023 году. В Алматы Hyundai Trans Kazakhstan произвел 45 410 легковых автомобилей (-7,1% к показателям 2023 года), Hyundai Trans Almaty – 796 единиц коммерческой техники (-18,9%). В Семее "СемАЗ" выпустил 4 271 единиц коммерческой техники (+12,8%), а Daewoo Bus Kazakhstan произвел 537 единиц техники (-11,8%). В городе Сарань (Карагандинская область) завод QazTehna произвел 1 576 единиц коммерческой техники (-12,5%). В Кокшетау "КамАЗ Инжиниринг" выпустил 1 524 единиц грузовиков (+15,5%).
В пятерке самых популярных производимых легковых брендов за январь-декабрь 2024 года (включая экспорт):
В разрезе моделей больше всего в 2024 году произведено автомобилей Chevrolet Cobalt (33 843 единиц), Hyundai Tucson (21 881), Kia Sportage (9 192), Hyundai Elantra (8 022) и Jetour X70 (5 259).
В Казахстанском автомобильном союзе отмечают, что автопром остается основным драйвером роста отечественного машиностроения. Доля производства автотранспортных средств в 2024 году составила 41% от отрасли машиностроения.
Источник: Казахстанский автомобильный союз;
За отчетный период общий объем инвестиций в производство автомобилей составил 189,8 млрд тенге. Это более чем в 20 раз больше, нежели в 2019 году, и почти в пять раз больше, чем в 2023 году. В Казахстанском автомобильном союзе заявляют, что деньги инвестированы в оснащение новым оборудованием текущих и строительство двух новых заводов в Алматы и Костанае, а также в индустриальной зоне Алматы начали работать совместные предприятия по производству автомобильных компонентов, запущен шинный завод в Сарани (Карагандинская область).
"Автопром активно инвестирует. Большинство – это отечественные инвестиции, собственные и заемные средства, а также иностранные инвестиции мировых производителей, которые запускают свои производства в Казахстане. Новое направление, которое активно развивается, – производство компонентов. Чем больше автомобилей, выпущенных мелкоузловым методом, тем привлекательнее отрасль становится для производителей компонентов. Задача автопрома – наращивать эти объемы, и привлекать малый и средний бизнес. Вокруг крупных предприятий необходимо создавать пояс из МСБ, которые смогут производить комплектующие не только на конвейер, но и на вторичный рынок. В 2025 году ожидается запуск крупнейших инвестиционных проектов", – объяснила президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева.
Ранее Министерство промышленности и строительства Казахстана опубликовало Единую карту индустриализации, в которой упомянуты три проекта машиностроения – два завода автокомпонентов в Костанайской и Абайской областях, а также старт мелкоузлового производства легковых автомобилей Jetour X70 Plus.