Использование ремней безопасности во время езды снижает риск смерти при ДТП на 40-50%. К тому же повышение средней скорости всего на один километрв в час увеличивает вероятность аварий с пострадавшими на 3%, а риск ДТП со смертельным исходом – на 4-5%, об этом заявил директор Национального научного центра травматологии и ортопедии имени Батпенова Олжас Бекарисов на брифинге в СЦК.
По его словам, во всем мире все большую актуальность приобретает проблема смертности от травм в дорожно-транспортных происшествиях. В 2024 году в Казахстане этот показатель составил 12,2 смерти на 100 тысяч населения. Это на 8,6% меньше, чем в 2023 году. В абсолютном значении в авариях за отчетный период скончались 2 452 человека.
"По смертности от ДТП наша страна намного отстает от стран ОЭСР. Наименьший показатель смертности от ДТП зарегистрирован в Японии, заслуживает внимания также Европейские страны", – заявил Олжас Бекарисов.
По данным Генеральной прокуратуры, в 2024 году в Казахстане зарегистрировано 31 597 ДТП. Это почти в два раза больше, чем в 2023 году. Причиной такого роста стало то, что теперь в статистику включают все случаи, когда участники аварий обращались за медицинской помощью, независимо от наличия вреда здоровью. Ранее регистрировались только случаи, подтверждающие медицинский вред здоровью.
Причем 55% всех ДТП в Казахстане приходится на шесть регионов: города Алматы, Астана и Штымкент, а также Алматинская, Жамбылская и Актюбинская области. Всего в 2024 году в ДТП пострадали 40 873 человека, погибли 2 452 человека.
"По статистике ВОЗ, использование ремней безопасности снижает риск смерти на 40-50%, риск получения серьезных увечий на 25%", – заявил спикер.
Олжас Бекарисов отметил, что рост скорости движения напрямую влияет на тяжесть последствий ДТП. Повышение средней скорости всего на один километр в час увеличивает вероятность аварий с пострадавшими на 3%, а риск ДТП со смертельным исходом – на 4-5%. При скорости свыше 80 километро в час вероятность гибели пешехода при наезде превышает 90%. В условиях городской среды снижение скорости с 60 до 50 километров в час позволяет сократить смертность на пешеходных переходах на 30-40%. Международная практика подтверждает, что даже частичный контроль за соблюдением скоростного режима способен снизить количество ДТП на 20-25%.
В 2024 году в Казахстане общее количество вызовов по травме составило 741 728 случаев, из них в ДТП – 47 814. В сравнении с прошлым годом число вызовов снижен на 3%, в то же время число вызовов скорой помощи по ДТП увеличилось на 4,6%, как следствие число пострадавших в ДТП выросло в такой же пропорции. Большинство ДТП регистрируется в городе (72%), 14% в селе и 13% на трассе.
"Сегодня с момента вызова скорой помощи и до приезда медиков в среднем проходит восемь минут в городах, и девять минут в сельских местностях. А по скорости прибытия к месту ДТП медицинские бригады демонстрируют результаты на уровне развитых стран. Для примера можно привести время доезда в США – семь минут в городе, в селе – от 7,7 до 14,5 минут, в Германии – восемь минут, Канаде – от пяти до 10 минут, в Англии и Италии – восемь минут, в Турции – 10 минут", – заявил Олжас Бекарисов.
Он отметил, что оказание неотложной помощи особенно эффективно в течение первого, так называемого "золотого часа". Считается, что если человек доставлен в больницу в течение первых 60 минут после получения травмы, то это обеспечит ему высокий уровень выживаемости и значительно снизит риск развития ранних и поздних осложнений.
Среднее время доcтавки пострадавшего от места ДТП до медицинского учреждения в Казахстане составляет 35 минут.
В феврале 2025 года депутат Сената Марат Кожаев объяснил свои предложения по ужесточению наказаний за различные нарушения правил дорожного движения. Ранее он же предлагал смягчить наказание за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии.