На автомобильном рынке Казахстана в последний год растет количество официально представленных китайских автомобильных брендов и планомерно увеличивается их модельный ряд. Данное явление в основном обусловлено прекращением поставок техники европейских и японских марок, ранее выпускавшихся на российских автозаводах. После того, как поставки Toyota, VW, Renault, Nissan и других автомобилей российского производства прекратились, республиканские и региональные игроки на авторынке Казахстана стали формировать портфель брендов с учетом поставок импортных автомобилей из Китая.
На сегодняшний день в Казахстане локализовано производство автомобилей одного китайского бренда: в 2015 году стартовало крупноузловое производство автомобилей JAC, которое со временем трансформировалось в CKD-производство (со сваркой и окраской – прим.) на заводе в Костанае. Осенью 2022 года стартовало строительство автозавода в Алматы, на котором планируется выпускать автомобили трех китайских брендов. В марте текущего года было анонсировано производство автомобилей Jetour в Костанае.
Среди большинства республиканских и региональных игроков казахстанского авторынка завершен процесс реструктуризации портфеля автомобильных брендов и переход от европейских и японских к китайским автомобилям, говорится в отчете Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка.
В условиях ужесточившихся санитарно-эпидемиологических требований и торговых войн с США, китайский автомобильный рынок сохраняет мировое лидерство по количеству ежегодно реализуемой техники. За 2022 год в Китае было продано 26,6 млн автомобилей, таким образом рынок показал рост на 3,74% к уровню 2021 года.
За прошедший год мировые продажи автомобилей составили 81 млн единиц, глобальный рынок показал снижение на 2% к уровню 2021 года. Доля Китая в мировых продажах составила 32,8% (годом ранее – 31,5%). В этом же году на казахстанском рынке реализовано 123,5 тысяч новых автомобилей.
На казахстанском рынке в сегменте легковых автомобилей официально представлены бренды: Chery, Changan, Exeed, Haval, JAC, Jetour и FAW.
FAW
Модель |
Кузов |
Начальная цена |
Bestune T77 Luxury |
Кроссовер |
11 990 000 |
Bestune T77 Premium |
Кроссовер |
12 690 000 |
Changan
Модель |
Кузов |
Начальная цена |
CS35Plus |
Кроссовер |
9 190 000 |
New CS35Plus |
Кроссовер |
11 590 000 |
CS55Plus |
Кроссовер |
12 590 000 |
CS75FL |
Кроссовер |
14 490 000 |
UNI-K |
Кроссовер |
18 390 000 |
JAC
Модель |
Кузов |
Начальная цена |
S3 |
Кроссовер |
8 490 000 |
S3 Pro |
Кроссовер |
9 590 000 |
J7 |
Седан |
9 690 000 |
JS4 |
Кроссовер |
9 990 000 |
S5 |
Кроссовер |
10 190 000 |
JS6 |
Кроссовер |
12 990 000 |
S7 |
Кроссовер |
13 290 000 |
T6 |
Пикап |
14 890 000 |
HAVAL
Модель |
Кузов |
Начальная цена |
M6 |
Кроссовер |
8 990 000 |
Jolion |
Кроссовер |
11 290 000 |
H6 |
Кроссовер |
12 990 000 |
Dargo |
Внедорожник |
14 888 000 |
F7 |
Кроссовер |
16 090 000 |
F7X |
Кроссовер |
16 490 000 |
H9 |
Внедорожник |
28 950 000 |
GWM Wingle 7 |
Пикап |
13 590 000 |
GWM Poer |
Пикап |
17 810 000 |
EXEED
Модель |
Кузов |
Начальная цена |
LX |
Кроссовер |
12 990 000 |
LX 1,6 |
Кроссовер |
17 700 000 |
TXL |
Кроссовер |
19 420 000 |
TXL 2,0 |
Кроссовер |
21 920 000 |
VX |
Кроссовер |
23 440 000 |
VX LE |
Кроссовер |
29 990 000 |
Jetour
Модель |
Кузов |
Начальная цена |
X1 |
Кроссовер |
н / о* |
X70 |
Кроссовер |
н / о |
X70 Plus |
Кроссовер |
н / о |
X90 Plus |
Кроссовер |
н / о |
*О входе бренда Jetour на казахстанский рынок стало известно в марте, согласно имеющимся планам, официальные цены будут объявлены в мае.
Chery
Модель |
Кузов |
Начальная цена |
Tiggo 4 Pro |
Кроссовер |
9 990 000 |
Tiggo 7 Pro |
Кроссовер |
12 200 000 |
Tiggo 8 Pro |
Кроссовер |
15 300 000 |
Tiggo 8 Pro Max |
Кроссовер |
18 900 000 |
На рынке легковых автомобилей сегодня представлено семь китайских брендов, по итогам 2022 года их совокупная доля в продажах новых автомобилей составила 9,5%. Выбор китайских автомобилей состоит из 38 моделей семи брендов. При этом на доступна лишь одна модель в кузове седан, три модели в кузове пикап, а большая часть – кроссоверы и внедорожники.
Средняя минимальная цена по состоянию на апрель текущего года составляет 14,8 млн тенге, на конец прошлого года этот показатель составлял 14,6 млн тенге, таким образом ценовой рост в отчетный период составил 1,4%. Наиболее доступная модель предлагается по цене 8,49 млн тенге, наиболее дорогая предлагается по стартовой цене 29,99 млн тенге.
На казахстанском рынке и на рынке стран ЕАЭС в настоящее время отсутствуют предложения по моделям начального ценового сегмента со стороны китайских автопроизводителей. Расширение присутствия происходит благодаря замещению выбывших моделей от европейских и японских производителей в среднем ценовом сегменте. По предварительным оценкам, доля китайских брендов в совокупных продажах новых автомобилей в Казахстане может достигнуть отметки 15% к концу 2023 года, за счет расширения модельного ряда, а также сокращенного предложения автомобилей европейских и японских брендов.