Аким Алматы Ерболат Досаев выступил на брифинге в Службе центральных коммуникаций в Астане и рассказал о планах по развитию южной столицы. Редакция AutoReport выделяет основные новеллы, касающиеся транспортной отрасли.
В этом году была большая работа проведена, в том числе с теми заторами, которые вы отметили (Аль-Фараби, Абая). Я как понимаю, сегодня на качество работ по Аль-Фараби и Абая не жалуются. Люди активно пользуются. У нас даже потоки выросли, из-за возросшего качества. Учитывая весь положительный и негативный опыт в 2024 году мы хотим средним ремонтом охватить 250 километров дорог. И 70 километров – это будут новые трассы. У нас в целом в городе почти 3 100 километров дорог, и из них примерно 180 километров вообще никогда не было дорог. В этом году мы 25, в следующем 70 километров новых дорог положим. В 2025 году хотим закрыть проблему, связанную с отсутствием дорог в Алматы.
Когда говорят об общественном транспорте, он делится на метро, ЛРТ, БРТ. По ЛРТ (26 километров): на первом этапе мы соединим западную и восточную часть. Проектирование идет. Мы, наверное, начнем поздней осенью 2024 года, потому что сейчас проходим стадию ТЭО (технико-экономическое обоснование), а еще нужно будет ПСД, плюс партнерство. Для финансирования этого проекта мы собираемся воспользоваться лимитом долга города Алматы. Он у нас есть соответствующий, неиспользованный в рамках зеленого финансирования, потому что он является электрическим транспортом.
Существующий БРТ мы собираемся по Желтоксану дотянуть до проспекта Райымбека. Это большой проект – 17 километров БРТ по проспекту Райымбека. Мы на два участка разделили: девять и восемь километров. Работы хотим начать весной 2024 года.
Вы знаете, скорость передвижения, интервальность. На Райымбека мы запустим основные маршруты исключительно 18-метровые автобусы. Это позволит им двигаться очень быстро, перевозить больше пассажиров, и это значительно снизит нагрузку и не будет перетоков с проспекта Райымбека в верхнюю часть города.
Вы знаете, как я сказал, что пробки и проблемы развития транспортного каркаса города, они уже назрели не первый год. Мы завершаем работу по мастер-плану транспортного каркаса города Алматы до 2030 года, в котором определись со своим приоритетами, что собираемся сделать. Любые крупные города и мегаполис имеют такое свойство. Поверьте, хочу сказать, что Алматы – это не самый плохой вариантность пробки, но мы сталкиваемся и здесь в Астане. Я добирался здесь, не знаю, сколько времени мы потратили на дорогу. Это нормально, быстрорастущие города имеют такое свойство. Поэтому сбалансировать развитие транспортной инфраструктуры и развития города – это самая главная задача акимата города Алматы.
Работы будут проведены, мы сейчас очень большое внимание уделяем развитию БАКАД, нужно в ближайшие два года завершить работу максимально по оставшимся пяти радиальным дорогам на выходе туда. Четыре внутренних магистральные улицы должны быть приведены в порядок, расширены, "пробиты" до границ города, чтобы можно было улучшить. Также конечно, же в транспортном каркасе самое главное – скоростной общественный транспорт, новые линии БРТ.
Кроме этого, расширение самой дорожной инфраструктуры является очень важный момент. Вы знаете, у нас 593 светофора в городе. 93 из них – умные, автоматизированные, остальные нужно привести в порядок. Почти 485 или 490, в следующие два году мы хотим привести в порядок и организованное управление дорожным движением поможет снять проблемы где-то на 20% по графику, 25% по плотности передвижения. Весь комплекс мер будет реализован, я надеюсь, что благодаря этому и связанности с алматинской агломерацией, в этому году мы 10 новых маршрутов открыли, в 2024 году 20 и по возможности будем расширяться. Будем заниматься тем, что люди не будут въезжать. Сегодня в Алматы ежедневно въезжает в среднем 250 тысяч машин, в пиковые дни у нас получается, если говорим о пятнице, то 300 тысяч машин.
Поэтому надо город разгружать, привези в порядок. Поэтому основная работа будет нацелена именно на сбалансирование и ускоренное развитие скоростного общественного транспорта.
Напомним, что каждое четвертое ДТП в Казахстане происходит в Алматы. С начала года их было более двух тысяч. В тройку антилидеров также попали Алматинская (826 случаев) и Жамбылская (614 случаев) области.