Аналитики компании Freedom Finance Global опросили 1 021 казахстанцев старше 18 лет, имеющих опыт вождения, и выяснили их восприятие отечественного автомобильного рынка. Опрос прошел в конце 2023 года. В Freedom Finance Global заявляют, что выборка является репрезентативной, а процент погрешности не превышает 3,07%.
Превалирующая часть опрошенных проживает в городской местности (89,7%). Соотношение мужчин и женщин – шесть к четырем. В зависимости от возраста респонденты распределились в следующих пропорциях: 35-50 лет – 63,6%, 24-34 года – 23%, старше 55 лет – 10,3%, и самая немногочисленная возрастная категория – молодежь от 18 до 24 лет – 3,1%. 76,7% опрошенных женаты или замужем и проживают в семьях, состоящих в среднем из четырех человек.
Подавляющее большинство участников опроса имеют в собственности семьи один (82,9%) или два автомобиля (15,8%). Тремя и более легковыми машинами владеют лишь 1,4% опрошенных.
В разрезе по возрастам реже всего владеет только одним авто самая молодая возрастная группа: 18 лет – 24 года (65,6%). При этом именно она в сравнении с представителями других возрастных групп имеет самый высокий процент владения тремя и более автомобилями (9,4%).
Владельцами одного автомобиля преимущественно являются жители Алматы (86,5% против 75% в Шымкенте и 72,8% – в Астане). В разрезе по половой принадлежности одним авто владеют 85,3% опрошенных мужчин и 79,2% женщин. Два автомобиля чаще всего встречаются в собственности у жителей столицы и Шымкента (24,7% и 25% соответственно). Самая высокодоходная категория автовладельцев (те, кто могут позволить себе без труда купить достаточно дорогостоящие вещи, такие как автомобиль, квартиру, дачу и многое другое) в 27,9% владеет двумя машинами.
В топ-5 популярных марок автомобилей у казахстанцев входят Toyota (13,8%), Lada (11,4%), Volkswagen (8,8%) и корейские автобренды KIA (7,8%) и Hyundai (7,1%). Toyota чаще всего предпочитают жители городов. На ее долю приходится практически каждый седьмой автомобиль в городской местности (15,1%). В Алматы этот показатель и вовсе равен 27% (против 13,6% у астанчан и 6,3% – у жителей Шымкента). В селах же доля этого автобренда составляет лишь 2,9%.
Маркой Lada, наоборот, чаще всего владеют жители сельской местности (21% против 10,3% – у горожан). Она также самая популярная у возрастной категории 55 лет и старше (18,1% против 11,4% в среднем у остальных). Среди мужчин данный автомобиль предпочитают 12,9% респондентов, среди женщин – 9,1%.
Наиболее популярная марка авто среди жителей столицы – Hyundai.
Возрастная структура парка легковых автомобилей в Казахстане свидетельствует о превалировании устаревшего транспорта. Так, доля автомобилей старше 20 лет составила 35,6%, от 10 до 20 лет – 26,4%, от семи до 10 лет – 16,8%. Почти половина "легковушек" в возрасте более 20 лет приходится на сельскую местность (49,5% против 34% – в городах), а также на респондентов с низким (44,3%) и средним (44,4%) доходом.
Больше половины автомобилей респондентов куплены в период с 2016 по 2022 годы (58,9%), при этом чаще всего они приобретали подержанные авто (73,6% против 26,4% новых авто).
Каждый четвертый участник опроса купил автомобиль в специализированных официальных дилерских центрах (24,8%) или на рынке вторичных автомобилей по месту жительства (23%). Каждый пятый опрошенный использует для покупки авто специализированные онлайн-площадки по типу Kolesa.kz, Mycar.kz и так далее
Реже всего казахстанцы приобретают машины в частных шоурумах автомобилей с пробегом (1,4%), отделах Trade-in официальных дилеров (2,1%) и у частных компаний, которые доставляют автомобили из другой страны (3,7%).
Большинство автовладельцев (67,8%) приобрели машину, оплатив сразу всю стоимость покупки. Услугами кредитования воспользовались 29,7% опрошенных. Основными факторами, влияющими на способ покупки авто, являются возраст и доход опрошенных. Так, чем старше респондент или чем выше у него доход, тем чаще он покупает автомобиль за полную стоимость. При этом чем моложе опрошенный или чем ниже у него доход, тем чаще пользуется кредитом.
Среди тех, кто приобретал автомобиль в кредит, большинство делали это без первоначального взноса (26,7%). У трети опрошенных он составлял до 20% от стоимости автомобиля. Каждый десятый покупатель авто в кредит внес больше половины суммы в качестве первоначального взноса. Причем мужчин среди них было значительно больше, чем женщин (14,6% против 6,1%).
Две трети опрошенных оформляли кредит на покупку авто по процентной ставке от 11 до 20% (39,7%) и от 21 до 30% (26,7%). Примечательно то, что количество кредитов с процентной ставкой от 31% до 50% примерно равно количеству со ставкой 6-10% и до 5%.
Большая часть респондентов оформляла кредит для покупки автомобиля сроком от трех до пяти лет (37%), при этом чаще всего такой срок кредитования встречается среди русскоязычных опрошенных (38,8% против 20% – у казахоязычных) и тех, кто имеет детей (41,5% против 28,2% – у бездетных). Чуть менее трети опрошенных брали кредит на срок от одного года до трех лет (31,4%), а почти каждый четвертый – от пяти до семи лет (23,8%). Меньше всего респонденты оформляли заем на минимальный срок до одного года (5,6%).
Более половины заемщиков погасили автокредиты досрочно или в срок (54,2%). Выполнили свои обязательства, но с просрочкой 2,6% респондентов.
Чуть более трети заемщиков, которые все еще платят за кредит, планируют закрыть его в срок (34,6%). 16,2% автовладельцев настроены оптимистично и надеются погасить его досрочно.
Почти половина респондентов, имеющих автокредит (47,7%), испытывает трудности с его погашением. Среди них 24,6% опрошенных приходится экономить, а 15,4% – больше работать и подрабатывать. Не могут выплачивать вовремя 5,4% автовладельцев.
Подавляющее большинство участников опроса не пользовались услугой trade-in при покупке автомобиля (79,8%). Каждому десятому опрошенному данная услуга не требовалась, поскольку это был первый автомобиль респондента (10,8%). Воспользовались Trade-in всего 7,6% автовладельцев.
Среди тех, кто воспользовался старым автомобилем при приобретении нового, в сравнении со средним по массиву данных, было значимо больше респондентов в возрасте от 18 до 24 лет (59,4% против 79,8%), от 25 до 34 лет (72,8% против 79,8%) и жителей города Алматы (71,6% против 81,5%). Не воспользовались услугой trade-in из-за того, что приобретаемый автомобиль был первым, значимо чаще женщины, чем мужчины (13,2% против 9,1%).
24,3% опрошенных не выбрали trade-in, поскольку самостоятельно смогли продать свой автомобиль дороже, причем такие значимо чаще встречались среди городского населения (25,4% против 14,9% – у сельчан) и мужчин (26,9% против 20,1% – у женщин).
Ничего не знали о такой услуге или владели недостаточной информацией 17,7% опрошенных. Не получили услугу от дилеров, у которых планировали приобрести автомобиль, еще 4,3% опрошенных. Причем среди тех, кто не получил такого предложения от дилера, значимо чаще были бездетные респонденты (6,4% против 3,1% тех, у кого есть дети) и самая возрастная категория автовладельцев – 55 лет и старше (9,9% против 4,3% в среднем по массиву данных). Оценка стоимости автомобиля со стороны услугодателя вызвала недоверие у 14,4% опрошенных, причем значимо больше среди них было мужчин, чем женщин (17,8% против 8,9%). Доля тех, кто не воспользовался услугой из-за того, что уже нашел покупателя автомобиля, или тех, у которых машина не подходила под такую программу в силу невостребованности, возраста и т. д., примерно одинаковая: 11,5% и 9,9% соответственно.
По типу кузова, седан (46,4%), кроссовер (20,8%) и хетчбэк (13%) – наиболее распространенные автомобили по типу кузова, имеющиеся во владении у казахстанцев. Следует отметить значимо высокий показатель наличия седанов – у большинства молодежи в возрасте от 18 до 24 лет (65,6%) и у людей среднего возраста (от 35 до 54 лет) – 43,6%. Однако предпочтение респондентов среднего возраста (от 35 до 54 лет) кроссоверам (23,9%) фиксируется значимо выше, чем у остальных возрастных групп среди участников исследования.
Внедорожники значимо чаще распространены среди автовладельцев, которые проживают в Алматы (13,5%), и тех, кто не имеет детей младше 18 лет (10,9%).
По типу топлива весьма популярны автомобили с бензиновым двигателем. Среди участников исследования их доля составляет 90,3%. Менее популярными являются бензиновый турбированный (4,4%) и дизельный (2%) типы двигателей.
Автомобили на бензине значимо чаще встречаются среди респондентов с высоким уровнем дохода, которые могут позволить себе приобрести движимое и недвижимое имущество (95,6%).
Стоит отметить популярность автомобилей с дизельным типом двигателя у тех, кто испытывает финансовые сложности и с трудом может позволить себе приобрести продукты питания (13,3%).
Наиболее распространенные причины покупки автомобиля среди участников исследования – это покупка первой машины (26,8%), плановая замена (20,2%), приобретение автомобиля в улучшенной версии с большим количеством функций (13,8%).
Одна восьмая часть респондентов (12,4%) вынуждены были приобрести автомобиль для рабочих целей. Чуть меньше участников (10,3%) имели отложенные средства на авто и купили его без особой нужды. Те, кто испытывал нужду в покупке автомобиля по семейным причинам, составили 10,1% от всех участников исследования.
Говоря о причинах покупки текущего автомобиля в разрезе материального положения респондентов, стоит отметить значимо большее количество желающих приобрести автомобиль с улучшенным набором функций (лучшая комплектация/более продвинутые опции) у участников, которым довольно проблематично приобретать такие товары длительного пользования, как бытовая техника, мебель и прочее (15,3%). 13,4% людей из данной группы чаще остальных категорий респондентов испытывали необходимость в покупке авто из-за изменения количества членов семьи, например, в связи с рождением ребенка.
Плановую замену автомобиля значимо чаще проводят люди, которые не испытывают никаких финансовых трудностей (32,4%). Также они приобретали автомобиль без ущерба семейному бюджету, имея накопления, с учетом улучшения материального статуса (17,6%). Среди всех групп по уровню финансовой обеспеченности несколько чаще встречаются люди, у которых отсутствуют финансовые сложности, обращающие внимание на программы, trade-in и скидки (5,9%).
Среди тех, кто может позволить себе приобрести товары длительного пользования, зафиксирован значимо высокий показатель такой причины покупки текущего автомобиля, как улучшение материального положения и увеличение дохода (11,6%).
Интересно то, что участники исследования, кому недостаточно средств для покупки одежды, значимо чаще приобретают автомобиль из-за роста числа водителей в домохозяйстве (7,1%), чем в группах с другим уровнем дохода.
Больше половины респондентов (62,7%) ответили, что им удалось купить автомобиль по запланированной стоимости.
18,1% респондентов приобрели более дешевую машину, чем они планировали изначально. Причем среди них чаще встречаются жители сельской местности (31,4%).
Главной причиной, по которой респонденты выбрали более дешевую машину, чем планировали ранее, стал рост цен на авто. Так ответили 45,9% опрошенных, из них 59,6% – это респонденты в возрасте от 25 до 34 лет.
16,2% опрошенных сделали выбор в пользу более дешевого авто из-за того, что ставки по кредитам значительно выросли, и кредит стал им не по карману. Чуть меньшему количеству участников (14,6%) не удалось получить кредит из-за отказа со стороны банков.
Опрошенные, которым удалось купить более дорогой автомобиль, нежели они планировали изначально, отметили, что пересмотрели свой выбор благодаря кредиту (32,1%). Еще одна популярная причина – покупка в качестве инвестиций, чтобы инфляция не "съела" сбережения (30,1%).
Почти каждый четвертый владелец, купивший более дорогой автомобиль, ответил, что сделал это из-за привлекательных скидок, которые предлагали автодилеры (17,9%), а у каждого десятого были на то другие причины (11,5%). Затруднились с ответом 15,4% опрошенных.
Чуть более половины опрошенных планируют приобрести автомобиль в течение ближайших двух лет, при этом 20,5% из них собираются это сделать в ближайший год.
Среди тех, кто хочет купить машину в ближайший год, значимо чаще встречаются казахоязычные опрошенные (38,6% против 19,1% – у русскоязычных и 20,5% в среднем по массиву данных) и респонденты в возрасте от 25 до 34 лет (27,7% в сравнении с респондентами от 35 лет и старше).
Следует также отметить линейную зависимость между доходами опрошенных и их планами на покупку легкового автомобиля. Так, с увеличением доходов автовладельцев увеличивается доля тех, кто планирует купить машину в ближайший год. Четверть респондентов собирается приобрести легковой автомобиль через три-пять лет, большая часть из них через три-четыре года (16,8%). Следует отметить, что среди тех, кто планирует покупку авто через пять лет, значимо чаще встречаются самые высокодоходные респонденты (17,6% против 7,5% в среднем по массиву данных).
Среди опрошенных 14,8% не собираются покупать машину, при этом среди них чаще встречаются русскоязычные респонденты (15,7% против 2,9% – у казахоязычных) и автовладельцы от 55 лет и старше (22,9% против 14,8% в среднем по массиву данных).
По типу двигателя наиболее востребованны автомобили на бензине – 72,5% опрошенных рассматривают для себя возможность покупки именно такого авто. 11,4% респондентов планируют приобрести машину с гибридным типом двигателя (бензиновый + электродвигатель). Электродвигатель в чистом виде интересен на данный момент только 3,1% участников исследования.
Тех, кто отдает предпочтение турбированным типам двигателя, больше всего в Шымкенте (17,5%).
Востребованность типов двигателя в разрезе половой принадлежности и возрастных групп примечательна долей тех, кто отдает предпочтение турбированным двигателям, а также тех, кто рассматривает для себя возможность приобретения электрокара. Турбированный двигатель чаще выбирают респонденты самой молодой возрастной группы – от 18 до 24 лет (10,7%). Возможность покупки электрокара допускают чаще респонденты старшей возрастной группы (старше 55 лет) – 7,4%, а также мужская аудитория исследования – 4,2%.
Автомобили японского производства на сегодняшний день прочно удерживают первое место – 30,1% опрошенных отдают им предпочтение при планировании покупки нового авто.
В число предпочтительных стран-производителей входят также Германия (17,2%), Корея (15,6%) и Китай (13,1%). Количество затруднившихся ответить (13,4%) напрямую указывает на то, что существует довольно большая доля потенциальных покупателей, выбор которых еще полностью не сформирован.
Примечательно, что молодежь (от 18 до 24 лет) отдает предпочтение немецкому автопрому (35,7%), а возрастная группа старше 55 лет – китайскому (23,5%). Казахстанский автопром интересен небольшим группам: мужской аудитории (2,3%), респондентам младшей и средней возрастных групп (от 18 до 24 лет – 3,6%, от 25 до 34 лет – 3,4%).
Почти половина опрошенных респондентов (48,5%) предпочли бы купить новый автомобиль. Подержанную машину приобрели бы 31,8% участников опроса. Доля затруднившихся с ответом также демонстрирует высокий процент тех, кто на данный момент может быть подвижен в своем выборе.
Предпочтение новому автомобилю чаще отдают респонденты, в семье которых постоянно проживают четыре человека (58,2%), а также респонденты с ученой степенью (67,3%).
Наиболее востребованный тип кузова по результатам опроса – городской кроссовер (паркетник) – 33,2% опрошенных рассматривают для себя приобретение именно такого варианта. Тут можно проследить за сменой тенденций – ранее кроссовер был на втором месте среди авто, имеющихся во владении у населения.
В первую тройку вошли также седан – 27,5% и внедорожник – 18,4%. Седану отдают предпочтение респонденты младшей (от 18 до 24 лет) – 64,3% и средней (от 25 до 34 лет) – 35,7% возрастных групп, а также жители Шымкента, которые в сравнении с другими жителями "столичных" городов чаще выбирают машины этого класса (кроссовер – 15,8%, седан – 42,1%, внедорожник – 28,1%).
Целевая аудитория кроссоверов: люди среднего (от 35 до 54 лет) и старшего (выше 55) возраста – 35,4% и 43,2% соответственно.
Заметно, как с увеличением возраста респондента меняются его предпочтения в планируемых покупках: если в группе 18-24 года преобладают седаны (64,3%), то к 35–54 годам их доля снижается до 23,6%, уступая кроссоверам (35,4%). У респондентов старшего поколения (выше 55 лет) эта тенденция выражена еще ярче. Примечательно, что молодежь при планировании покупки авто практически не рассматривает внедорожники. Здесь, возможно, сказывается фактор цены – внедорожники являются наиболее дорогой категорией авто.
Ни при каких обстоятельствах большинство респондентов не купили бы себе микрокар – 73,7% и кабриолет – 59,5%. Против пикапа выступили 22,1% опрошенных. Интересно и закономерно, что противников микрокаров больше среди мужчин (77,5% относительно 67,9% женщин), а противников пикапов больше среди женщин (26,4% относительно 19,2% у мужчин).
Почти половина опрошенных (48%) предпочитают совершить покупку нового автомобиля через специализированный официальный дилерский центр. Второй по популярности вариант (29,9%) – воспользоваться онлайн-площадкой по типу Kolesa.kz, Mycar.kz и так далее.
Рынок вторичных автомобилей по месту проживания также пользуется спросом у потенциальных покупателей – 27,5% допускают возможность приобретения легкового автомобиля именно там.
Отделы trade-in официальных дилеров не вошли в первую тройку по популярности, однако почти четверть опрошенных (23,1%) предпочли бы воспользоваться данной услугой, чтобы приобрести автомобиль.
Личные рекомендации все еще являются самой распространенной практикой – на отзывы друзей и знакомых при выборе легкового автомобиля полагаются 43,3% респондентов. Особенно актуальным данный источник информации является для самой молодой возрастной категории – от 18 до 24 лет (50%).
39,8% участников исследования при выборе легкового автомобиля изучают видеообзоры в интернете, причем доля мужской аудитории превышает женскую (мужчины – 43,1%, женщины – 34,8%). Также данный источник информации пользуется популярностью больше у городского населения (40,9%), нежели у сельского (29,5%).
Сайты автопроизводителей являются важным информационным источником для 31,6% опрошенных. Таким путем предпочитают искать информацию в основном респонденты старше 55 лет (40%).
Самыми известными онлайн-площадками по продаже автомобилей являются Kolesa.kz и Olx.kz (раздел "Легковые автомобили") – 98,3% и 88,6% респондентов соответственно декларируют знание данных сайтов. Причем высокая узнаваемость площадки Kolesa.kz наблюдается среди всех групп респондентов, вне зависимости от возраста, пола, уровня дохода или места проживания.
Самый высокий уровень доверия участники исследования демонстрируют в отношении онлайн-площадки Kolesa.kz – 78% опрошенных доверяют информации с данного сайта, еще 20% относятся к ней нейтрально.
Также высокий уровень доверия зафиксирован в отношении площадок Aster.kz (40,9% доверяют, 45% относятся нейтрально) и Mycar.kz (40,5% доверяют, 47,4% относятся нейтрально).
Возглавляет антирейтинг площадка Cataloxy-kz.ru (19,7% опрошенных не доверяют информации на данном сайте), затем следуют Salexy.kz (15% не доверяют) и Olx.kz (13,4% не доверяют).