В Национальном банке Казахстана пришли к выводу, что льготные программы автокредитования не решили проблему старения автопарка страны. В ведомстве подсчитали, что большинство приобретенных в Казахстане новых автомобилей куплены в кредит, но не по госпрограмме.
Превая программа льготного автокредитования в Казахстане запущена в 2015 году. На нее выделено 26 млрд тенге. Кредит в рамках программы был доступен физическим лицам, приобретающим автомобиль отечественного производства стоимостью до 5,6 млн тенге на срок не более пяти лет с номинальной ставкой вознаграждения не более 4% (ГЭСВ не более 7,5% годовых). При этом любой желающий мог воспользоваться данной программой, необходимо было иметь только первоначальный взнос в размере 20% от стоимости автомобиля.
В 2018-2019 годах выделено дополнительно 16 млрд тенге. Условия кредитования для конечного заемщика сохранились, только была повышена предельная стоимость приобретаемого автомобиля до 15 млн тенге, а также увеличен максимальный срок кредита до семи лет. Как и в предыдущей программе, кредитование было доступно любому гражданину Казахстана, при этом требование по первоначальному взносу в размере 20% от стоимости автомобиля было исключено из условий кредитования и стало опциональным. В 2019-2020 годах дополнительно выделено 40 млрд тенге.
В общей сложности за период с 2015 по 2020 годы выделено 82 млрд тенге на льготное кредитование, реализация которого на текущий момент, по данным Банка развития Казахстана, продолжается на основе револьверного финансирования. За время реализации указанных программ льготного автокредитования выдано более 33,9 тысяч автозаймов на общую сумму 193,7 млрд тенге с учетом револьверного финансирования.
В 2022 году было выделено еще 100 млрд тенге по линии Фонда развития промышленности за счет средств, заимствованных у Оператора РОП. В рамках данной программы выдано свыше 13 тысяч льготных займов, включая выдачи в феврале 2023 года за счет револьверного финансирования.
Всего за период с 2015 года по май 2023 года в рамках госпрограмм казахстанцы приобрели 47 297 автомобилей на сумму 299,3 млрд тенге . Таким образом, все указанные программы нацелены на стимулирование отечественных автопроизводителей, повышение обеспеченности населения легковыми автомобилями отечественного производства, обновление автомобильного парка страны.
"На текущий момент успешность решения поставленных в рамках программ задач не однозначна, что не позволяет говорить о высокой эффективности программ льготного автокредитования, практикуемых в Казахстане", – говорится в исследовании Национального банка.
В ведомстве объяснили, что государственная поддержка должна быть адресной и временной, предоставляя возможность преодолеть финансовые сложности, возникающие у отрасли/предприятий/граждан на определенной стадии жизненного цикла, стать неким толчком на этапе становления в случае с новыми предприятиями. Господдержка не должна трансформироваться в постоянное окно доступа к дешевому финансированию как для производителей, так и для потребителей, считают в нацбанке.
По данным Национального банка, ежегодно количество автомобилей, приобретаемых в рамках льготного кредитования, не превышало 1-2% от количества зарегистрированных в соответствующем году автомобилей с годом выпуска не более трех лет, за исключением 2022 года, когда выделены дополнительные 100 млрд тенге.
На 1 июля 2023 года доля автомобилей, приобретенных в рамках льготного кредитования, составляет около 7% от количества автомобилей с годом выпуска до семи лет. Доля приобретенных в кредит автомашин от общего количества зарегистрированных в Казахстане легковых автомобилей на эту дату составила всего 1% .
По данным Бюро национальной статистики, с 2015 года по 2022 год в Казахстане выпущено 357 335 единиц легковых автомобилей, из которых 13% реализованы в рамках программ льготного кредитования.
На начало декабря 2023 года остаток задолженности по автокредитам у населения перед банками составляет 1,2 трлн тенге, основную долю в котором занимают автокредиты, предоставленные на общих рыночных условиях (87%). Доля льготных автокредитов на 1 мая 2023 года составила 13% от всего портфеля автокредитов. При этом доля льготных займов в портфеле автокредитов выросла с середины 2022 года с запуском льготного кредитования по линии ФРП.
Увеличение доли портфеля льготных автокредитов в общем портфеле автокредитов в 2022 году является следствием как расширения объема финансирования за счет дополнительно выделенных средств в размере 100 млрд тенге, так и роста цен на автомобили на фоне возникшего дефицита. Как уже было сказано в предыдущих разделах, в рамках госпрограмм в совокупности было выделено 182 млрд тенге, с учетом револьверного механизма общая сумма фактически выданных займов за эти семь лет составила 299,3 млрд тенге, что составляет 15% и 24% соответственно от текущего остатка задолженности по общему портфелю.
"Учитывая незначительную долю автомобилей, реализованных в рамках четырех госпрограмм, в общем объеме произведенных в Казахстане автомобилей, а также небольшую долю в общем объеме выданных банками автокредитов льготного автокредитования, в рамках которого приобретались автомобили отечественного производства, цель по повышению населения Казахстана локально произведенными легковыми автомобилями за счет данных госпрограмм не была в полной мере достигнута", – заявляют в нацбанке.
В ведомстве добавили, что несмотря на значительность выделяемых средств в рамках госпрограмм, их бюджет смог удовлетворить спрос и потребность населения в автомобилях только частично.
Одним из индикаторов эффективности программ льготного кредитования также является повышение доли новых автомашин, зарегистрированных в стране. В Национальном банке считают, что за семь лет реализации программ льготного кредитования происходила естественная миграция автомобилей по возрастным группам (повышение срока эксплуатации), при этом выдача льготных автокредитов не смогла изменить структуру автопарка страны и снизить долю стареющих автомобилей. Подавляющее большинство зарегистрированных в Казахстане легковых автомобилей были выпущены более семи лет назад, их доля по состоянию на 1 июля 2023 года составила 84%, или 3,66 млн единиц, что сопоставимо с показателями до запуска программ льготного кредитования (на начало 2015 года: 85%, или 3,39 млн единиц).
"За семь лет реализации программ льготного кредитования структура автомобильного парка Казахстана в разрезе годов выпуска не претерпела значительных изменений, выдача льготных автокредитов значимо не повлияла на снижение доли стареющих автомобилей. Учитывая сохраняющуюся высокую долю автомобилей с эксплуатационным сроком свыше семи лет вклад в улучшение состояния окружающей среды в рамках программы льготного кредитования не может быть оценен как существенный", – добавили в ведомстве.
Напомним, что, по данным Казахстанского автомобильного союза, с января по октябрь 2023 года в Казахстане продано 156 288 единиц транспортных средств, что на 59,6% больше чем за аналогичный период прошлого года. За этот же период в стране выпущено 123 948 единиц транспортных средств, что на 40,2% больше нежели за аналогичный период прошлого года.