До конца 2023 года специалисты Казахстанского дорожного научно-исследовательского института разработают Систему управления эксплуатацией мостов и сооружений. Они уже начали оцифровку мостов и путепроводов, сообщает Министерство индустрии и инфраструктурного развития.
Эксперты института уже создали прототип программы, определили и утвердили его основные модули. Сейчас они дорабатывают дизайн интерфейса информационной системы. Кроме того, разработана методика оценки технического состояния автомобильных мостов и путепроводов.
Сейчас специалистами КаздорНИИ обрабатываются результаты обследования мостов Алматинской, Жамбылской, Туркестанской, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областей. Четыре сооружения уже введены в систему. Это мосты на дорогах "Кокпек-Кеген-ТЮП" близ села Каркара, "Кеген-Нарынкол" близ села Сарыжас, "Алматы-Талгар-Байдибек би" близ села Есик и Сарыозек-Коктал близ села Коктал Алматинской области. До конца года в базу планируют внести первые 20 мостов.
"Всего в Казахстане на дорогах республиканского значения насчитываются порядка 1 500 тысяч мостовых сооружений. Все они в последующем будут оцифрованы. Но сейчас наша задача – до конца года создать полностью работающую систему. Поэтому пока для наглядности решено внести лишь 20 мостов. Это позволит нам поработать с алгоритмами программы на конкретных примерах. Для этого были отобраны сооружения в наиболее неудовлетворительном состоянии. Как только система будет готова, эксперты начнут заполнять оставшиеся мосты. Запустить СУЭМ в опытную эксплуатацию мы планируем в декабре 2023 года", – рассказал главный специалист департамента автодорог и мостовых сооружений АО "КаздорНИИ" Кайсар Шалкар.
Необходимо отметить, что данные о казахстанских мостах, дорожных развязках и путепроводах через автомобильные и железнодорожные пути до сих пор хранятся в госорганах на бумажных носителях. Это осложняет работу по планированию и проведению обследования, ремонта, модернизации, реконструкции и строительства стратегических дорожных объектов. СУЭМ позволит пользователям быстро находить необходимые для работы данные о том или ином объекте, а также автоматизировать отчёты и планирование бюджета и работ по содержанию мостов, путепроводов и развязок.
Как показал мировой опыт, своевременная и регулярная диагностика, а также контроль и анализ позволяют на ранних этапах выявлять и устранять дефекты. Таким образом можно добиться заметного снижения затрат на содержание мостов и прочих объектов.