Китайская компания выразила готовность локализовать производство электромобилей в Казахстане. Конкретный бренд не называется. Поэтому редакция AutoReport поговорила с экспертами, которые выдвинули свои предположения.
По словам директора Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артура Мискарян, несколько китайских компаний действительно изучают возможность создания производства в Казахстане, Узбекистане или России. Конкретные сроки пока не уточняются по той причине, что игроки пока что оценивают различные варианты с точки зрения экономики, логистики и регуляторной стабильности.
"Чисто технически казахстанские предприятия уже имеют такую возможность – выпуск электромобилей, малые партии выпускаются с 2015 года, в том числе электромобили китайского бренда. Однако реальный спрос на этот вид техники на нашем рынке в силу ряда причин остаётся невысоким, подавляющее большинство потребителей более консервативны и предпочитают автомобили с ДВС", – объяснил Артур Мискарян.
В свою очередь, главный редактор портала "Китайские автомобили" Андрей Полухин считает, появление в Казахстане нового китайского автозавода – вопрос, скорее, уже решенный, поскольку в противном случае на встрече такого высокого уровня, как главы МИД, его бы и не озвучили.
Он отметил, что инициатором выступила китайская сторона и речь идет о транспортных средствах на новых источниках энергии. Также собеседник AutoReport сообщил, что предприятие появится в индустриальной зоне в Алматинской области.
"Об остальном можно только догадываться. Секретность понятна – конкуренция в целом на авторынке, в сегменте электромобилей и в Центральной Азии очень высока. Да и китайцы могут вести ловкую игру, выбивая какие-либо преференции у местных властей. Когда проект будет полностью рассекречен, делать это станет сложнее", – объяснил Андрей Полухин.
Он отметил, что если речь идет о самых простых производственных помещениях для крупноузловой сборки, но созданных с нуля, то ранее 2025 года ждать запуска предприятия не стоит.
Что касается конкретных брендов, то Андрей Полухин исключает из списка кандидатов BYD, так как у компании уже есть производственная площадка в Узбекистане, где мощностей хватает и для экспортных поставок. Известен интерес Li Auto к казахстанскому авторынку, но производственных проектов вне Китая у компании пока нет.
"Стоит рассмотреть и бренды, что уже представлены в Казахстане. Скажем, электромобильные марки Zeekr и Exlantix, принадлежащие Geely и Exeed соответственно. Тем более что их компания-дистрибьютор Orbis планирует организовать в Казахстане производство Exeed и Kaiyi. Ну и поскольку судьбу нового предприятия обсуждали министры иностранных дел, можно предположить, что речь идет о государственных компаниях Китая. Скажем, у GAC есть перспективная электромобильная марка Aion, и она, по моей информации, заинтересована в появлении на территории ЕАЭС. Свои "электрички" начинают продвигать на экспорт Dongfeng и FAW, которым в любом случае пора развернуться в Казахстане", – добавил эксперт.
Ранее Китай выступил с инициативой локализовать производство электромобилей в Казахстане. Точные модели и компании пока не называются, однако министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу заявил, что Казахстан готов поддержать это предложение.