Lada Vesta последнего поколения, которая начала производство в Тольятти (Россия) весной этого года, оказалась менее российской, чем ее предшественница. По данным "Коммерсантъ" с ссылкой на отчет "АвтоВАЗа" в октябре 2023 года, уровень локализации снизился ниже уровня до кризиса, вызванного санкциями после начала войны в Украине.
Даже в базовой комплектации с механической трансмиссией новая Vesta набрала всего 3,2 тысячи баллов, что на 135 баллов меньше, чем до начала экономического кризиса. То же количество баллов, снизившись на 115, получила модификация универсала, который пока не выпускается, и Vesta с автоматической коробкой передач, которая также еще не поступила в производство и потеряла от 650 до 655 баллов, набрав всего 1,9 тысячи баллов.
Главной причиной снижения уровня локализации оказались компоненты электроники, включая блоки управления комбинацией приборов, ABS и ESP, а также блок системы экстренного реагирования "ЭРА-ГЛОНАСС". Еще 75 баллов были утрачены из-за блока управления двигателем.
Тем не менее, были и улучшения в сфере локализации. "АвтоВАЗ" смог самостоятельно локализовать несколько новых операций и увеличить баллы за некоторые из уже выполняемых операций. Например, в производство теперь включена обработка поршней двигателя.
Кроме того, некоторые локальные компоненты системы управления двигателем и интерьера, наружные зеркала, уплотнители, стекла, низковольтные жгуты проводов, приборы освещения, шины, амортизаторы, системы ADAS и элементы системы рулевого управления были внедрены, вероятно, чтобы компенсировать отсутствие импортных компонентов.
Интересно, что общий уровень локализации Lada Vesta на бумаге даже увеличился, благодаря баллам, полученным за научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР). Например, если в конце 2021 года "АвтоВАЗ" получил 635 баллов за НИОКР по Vesta, то теперь это число увеличилось примерно втрое и составляет 1,9 тысячи баллов.
В результате "АвтоВАЗ" сохраняет право претендовать на полное возмещение расходов на утилизацию Lada Vesta из федерального бюджета, особенно учитывая, что некоторые из компонентов, пока не включенных в список локализованных, фактически производятся в России.
"На момент подготовки документов для отчета мы не успели получить подтверждающие отчетные документы от поставщиков этих компонентов. Обновление этих документов происходит несколько раз в год, и в следующей итерации эти операции уже будут подсчитаны и задокументированы", – заявил представитель "АвтоВАЗа".
Ранее стало известно, что российская компания ФГУП "НАМИ" планирует начать производство систем ABS и ESP уже с середины 2024 года.
Напомним, что "АвтоВАЗ" рассматривает возможность наладить производство Lada Vesta NG в Узбекистане. Компания планирует выпускать там до 15 тысяч автомобилей в год с последующим увеличением объемов до 30 тысяч и расширением модельного ряда. Таким образом, "АвтоВАЗ" может занять 10% автомобильного рынка Узбекистана.