Транспортные прокуроры выявили нарушения на десятки миллионов тенге при ввозе электромобилей в Казахстан. Спрос на электрические автомобили в стране высок, частично благодаря освобождению от уплаты государственных сборов. Это правило, однако, предполагает ввоз только одного автомобиля в год и исключительно для личного пользования, а не для предпринимательской деятельности.
Выявлены случаи фиктивной регистрации электромобилей как личных машин с целью последующей перепродажи. Эти схемы, в том числе, использовались через восемь автосалонов в Казахстане.
Только в Алматы транспортные прокуроры выявили 34 подобных случая перепродаж, где потенциальные убытки для государства превышают 100 млн тенге. В таких ситуациях, помимо ущерба государственному бюджету, возникает недобросовестная конкуренция, что часто приводит честный бизнес к банкротству.
Однако это не единственная проблема, связанная с таможенным оформлением электромобилей. Органы госдоходов не обеспечивают единообразное применение законодательства в этом вопросе.
"Пример – автомобили марки LiAuto (Li 7 и 9). Согласно позиции уполномоченного органа, эти транспортные средства являются электромобилями. Однако из 141 идентичной машины таможенными представителями и декларантами в семи случаях был применен код гибридного автомобиля, что привело к необоснованной уплате в бюджет около 80 млн тенге и нарушению прав участников внешнеэкономической деятельности," – пояснили в прокуратуре.
В связи с этим в прокуратуре предпринимаются меры для искоренения подобных практик и возврата денежных сумм владельцам автомобилей, которые оформили как гибридные.
Рассматривается вопрос о привлечении к ответственности сотрудников, причастных к нарушениям, на дисциплинарной основе, а таможенных брокеров ждет административная ответственность. Отдельные материалы с признаками преступления переданы в правоохранительные органы.
Напомним, что с 1 января по 9 ноября 2023 года в Казахстан ввезено 6 875 электромобилей с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.