01.12.2025 17:24

Большинство виновников ДТП ранее не раз привлекались к ответственности – генрокурор

В Генеральной прокуратуре рассказали о дорожной безопасности.

Светлана Лысенко
Большинство виновников ДТП ранее не раз привлекались к ответственности – генрокурор
Фото: Генеральная прокуратура

Генеральный прокурор Казахстана Берик Асылов рассказал дорожной безопаности в стране. По его словам, основной причиной ДТП остается несоблюдение правил дорожного движения.

Анализ показал, что 81% виновников аварий ранее не раз привлекались к ответственности за нарушения ПДД, что свидетельствует о высокой повторности. Например, в Восточно-Казахстанской области водитель совершил 32 нарушения за год, 13 раз допустил превышение скорости. 8 января 2025 года он выехал на встречную полосу, в результате погиб сам и два его пассажира. Такие случаи повторяются ежегодно.

В другом случае, водитель за последние два года совершил 72 нарушения ПДД, из них только в 2025 году был 30 раз привлечен за превышение скорости движения, как итог 30 августа 2025 года в городе Алматы допустил наезд на пешехода со смертельным исходом.

Генеральный прокурор также подчеркнул необходимость усиления контроля за выдачей водительских прав, исключения коррупционных рисков и обеспечения прозрачности процедуры. Случаи незаконного получения удостоверений будут рассматриваться как фактор, повышающий угрозу для общества.

Дороги

Кроме того, одним из основных факторов, создающих прямую угрозу безопасности является сооружение самовольных выездов, пересечений и примыканий на автомобильных дорогах, не соответствующих установленным нормативам. Не соблюдаются требования о минимальном количестве примыканий к большим трассам. К примеру на автодороге "Астана – Шидерты – Павлодар – Успенка – Граница России" спроектировано 48 примыканий, из них 28 – с нарушениями допустимого расстояния. На участке протяженностью семь километров в районе поселков Коянды и Бірлік-Бек Акмолинской области имеются 17 незаконных примыканий, сооруженных самовольно местными жителями. С ними проводится разъяснительная работа.

Между тем, в соответствии законом "Об автомобильных дорогах", проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать безопасное расположение примыканий и пересечений.

Также, значительная часть тяжких ДТП совершается на минивэнах, задействованных в междугородних такси, с правым рулевым управлением, что несоответствует техническим требованиям.

Имеют место факты совершения ДТП водителями, имеющими медицинские противопоказания управлению транспортными средствами. Такое положение дел привело к трагедии в Урджарском районе области Абай, где водитель, страдающий эпилепсией, в результате приступа допустил наезд на шесть детей, из них четыре погибли, два пострадали.

В отношении таких правонарушений должна применяться незамедлительная правовая реакция. Органы государственного управления представляют адресные предложения по своим направлениям и целевым группам, включая использование научного потенциала образовательных и правоохранительных учреждений.

Для системной профилактики повторных нарушений участники заседания предложили внедрить балльную систему учета нарушений ПДД с цифровой фиксацией. Она позволит своевременно выявлять и отстранять злостных нарушителей от вождения. При достижении порогового уровня баллов недисциплинированные водители будут направляться на пересдачу экзаменов, что повысит качество подготовки и дисциплину на дорогах.

В рамках реализации концепции "Закон и Порядок" расширяется перечень мероприятий, направленных на повышение дорожной дисциплины и снижение аварийности. Особое внимание уделяется принципу нулевой терпимости к грубым нарушениям, создающим угрозу жизни и здоровью людей.

Ответственные госорганы не только усилят контрольные и надзорные функции в этих сферах, но и проведут широкомасштабные разъяснительные акции с населением о необходимости соблюдения требований закона для недопущения гибели и ранений на дорогах страны.