Заместитель министра внутренних дел Казахстана Игорь Лепеха рассказал на заседании Сената о предпринимаемых мерах по соблюдению безопасности на дорогах, а также об инфраструктурной готовности полиции. Далее текст со слов замминистра.
Когда поправки по электосамокатам были рассмотрены, владельцы шеринговых компаний нам давали обязательства что они сами будут регламентировать скорость на тротуарах. На сегодняшний день мы ставим перед разработчиками автоматизированных систем фиксации задачу такую – чтобы фиксировали скорость движения на тротуарах, пока у нас, скажу честно, таких средств фиксации нет, поэтому это ответственность шеринговых компаний, полностью.
Когда мы обсуждади вопрос по компетенции местных исполнительных органов, речь шла о том, что акиматы могут по своему усмотрению в определенные дни, либо на определенных участках устанавливать какие-то особые требования по движению. Условно, в воскресенье закрыть движение самокатов в парке, или еще какие-то вопросы. Хочу сказать что, тот закон по самокатам, который мы внесли он действует с 30 августа 2024 года, и это только первый шаг, по нашему мнению, чтобы упорядочить эту проблему.
Какие-то подвижки уже есть, хочу сказать, что с 1 января 2024 года мы привлекли к ответственности уже 30 тысяч пользователей электросамокатов, в том числе девять за управление в состоянии алкогольного опьянения и за выезд на проезжую часть несовершеннолетних младше 16 лет. Я думаю, что с учетом практики применения, в любом случае станет вопрос о том, что необходимо эту работу продолжать. Во всем мире сейчас идет тенденция по ужесточению контроля. Это первое. И второе – я особо не вижу, как проявляют ответственность владельцы этих компаний: неупорядоченно абсолютно места парковки эти ТС, по прежнему нет ограничений в особых зонах движения. Поэтому мы эту работу будем продолжать в том числе и плане законодательном.
На сегодняшний день ни камеры Sergek, ни какие-любо другие инструменты верифицировать этих водителей не могут. То есть у него нет государственного регистрационного номера, и, пользуясь этим, они демонстративно, порой умышленно нарушают ПДД. На сегодняшний день, по нашим подсчетам, хотя они сейчас не подлежат регистрации, у нас уже 80 тысяч таких транспортных средств, и эта тенденция она прям как снежный ком нарастает. Я хочу просто привести статистику, если у нас за 12 месяцев прошлого года с участием мопедов совершено 750 ДТП, в которых 39 человек погибли и 730 ранено, то уже за восемь месяцев этого года таких ДТП 962, 48 погибших и 1 024 раненых.
Первый шаг – прошлым законом водителям мопедов было запрещено двигаться по тротуарам, они были все переведены на дороги. И таким образом они стали полноценными участниками дорожного движения. Что подразумевает, что они как минимум, должны знать ПДД, и соответственно, быть зарегистрированными. Да, они все должны будут обучиться год, мы уже говорили, сейчас дается отлагательная норма с момента опубликования закона шесть месяцев с тем, чтобы они все зарегистрировали свои транспортные средства, получили водительские удостоверения. Те, у которых нет, обучатся и получат категорию А1, те, у которых есть категория А или В просто подтвердят ее наличие и мы поставим категорию А1 автоматически.
Второе – они все должны будут зарегистрироваться в органах внутренних дел. Регистрация предусматривается самая простая – они должны будут написать заявление, предъявить удостоверение и предоставить свой мопед к осмотру. Заплатить госпошлину 0,25 МРП, там получается меньше 1 000 тенге. Все. Они получают водительское удостоверение, получают государственный регистрационный знак и тогда камеры Sergek могут их видеть. Наши камеры в отношении мотоциклов работают, они видят машины впереди и сзади, мотоцикл, с учетом того, что ГРН сзади, когда проезжает с превышением скорости или с каким-то нарушением, они его будут видеть и фиксировать. Это как раз заставит их действовать по правилам дорожного движения.
Мопеды мы приравняли к механическим транспортным средством. То есть их ответственность будет такая же, как у водителей машин. На сегодняшний день они являются прочими участниками дорожного движения, и ответственность у них два МРП за любое нарушение. То есть, условно говоря, если водитель машины в нетрезвом состоянии проезжает и задерживается сотрудником полиции, мы его арестовываем в адмпорямдке, в судебном порядке, и потом он на семь лет лишается прав. То здесь мы его привлекаем к ответственности просто за появление в общественном месте в нетрезвом состоянии. Соответственно, за выезд на встречную полосу движения водитель лишается на полгода, водитель мопеда платит штраф в два МРП. Это при том, если мы его найдем. Как правило они знают, что мы их не находим. Он в шлеме, лица не видно, нет у него госномера.
Мы будем вводить только понятие "средняя скорость" на прямых участках загородных трасс, начинаем мы с дорог республиканского значения. Определились так: на сегодняшний день у нас Министерство транспорта, "КазАвтоЖол" установили уже в порядке платности дорог 94 арки. Установлены они как правило с интервалом 50 километров в час. Вот на этих арках мы устанавливаем скоростемеры. На сегодняшний день у нас уже 54 системы фиксации скорости установлены, меряют скорость, но меряют ее, так сказать, моментальную скорость. Сейчас мы будем работать с тем, чтобы их интегрировать, предварительные работы у нас проводятся, программное обеспечение позволяет это сделать.
Мы в пилотном режиме проводили это на трассе "Астана – Боровое" проверяли, все это работает нормально. Пока мы будем работать только по дорогам республиканского значения, потому что сегодня наибольшее количество ДТП с погибшими именно на этих участках дорог – 60% всех погибших – это как раз превышение скорости на загородных республиканских трассах. Поэтому пока начнем здесь, на местных дорогах мы пока это не планируем, потому что когда обсуждали, много вопросов: я свернул где-то раньше, я пересек в другом месте, я срезал, чтобы не было этого всего. Но и опять же, максимальное превышение скорости у нас идет на хороших республиканских трассах. Поэтому пока будем работать только по этим участкам.
Пока это только наше предложение, поэтому какие-то механизмы. Я не знаю, будет это поддержано или не будет, пока мы только говорим, что нужно это сделать.
Мы говорили с Ассоциацией автошкол. Они поддерживают это предложение. То есть у нас есть, скажем так, добросовестные автошколы, которые, когда открывают, оборудуют помещение, нанимают соответствующих преподавателей, а есть те, которые просто, скажем так, грубо ставят табуретку и печать. Они как раз оказывают недобросовестную конкуренцию. Понятно, что здесь чтобы содержать штат, чтобы обеспечить полноценное обучение, цена должна быть больше, а там, условно говоря, только лист бумаги и печать.
И поэтому они сами говорят, что необходимо ужесточать требования к автошколам. И возможно разные вопросы по регулированию, пока мы это все только обсуждаем с государственными органами, как это будет, что это будет, пока даже говорить не стоит.