В Казахстане наблюдается заметный рост количества электромобилей. Согласно данным МВД, в стране уже более 6,6 тысяч единиц электрокаров. Прогнозируется, что через пять лет их количество достигнет 40 тысяч.
Как говорится в материале Informburo, жители Алматы и столицы также активно внедряют электромобили в повседневную жизнь, несмотря на суровые зимние условия Астаны, которые, казалось бы, могут создать трудности в эксплуатации электрокаров.
По мнению водителей из Алматы и Астаны, существует несколько причин, почему они предпочитают электромобили. Одной из главных преимуществ считается долгий запас хода, который зависит от ряда факторов, включая манеру вождения. Например, у Tesla Model 3 заявлено 475 километров пробега, но на практике это число может составлять около 350 километров. Несмотря на это, владельцам электромобилей обычно хватает заряда на несколько дней, а в некоторых случаях и недели.
Подзарядка электромобиля обходится владельцам значительно дешевле, чем заправка бензиновой машины с двигателем внутреннего сгорания. Стоимость подзарядки варьируется от 1,5 до трех тысяч тенге в месяц. Кроме того, наличие платных электрозаправочных станций, а также фирменных станций Tesla Supercharger, предоставляет водителям удобство и быстроту зарядки. Скорость зарядки зависит от типа электрозаправочной станции, и для быстрых станций время зарядки сокращается до часа.
Хотя затраты на покупку электромобиля высоки, начиная с 5,5-6 млн тенге, в долгосрочной перспективе эксплуатация электрокара оказывается выгоднее, особенно учитывая низкую стоимость подзарядки по сравнению с топливом для машин с ДВС. Все это способствует росту числа электромобилей в Казахстане и их популяризации среди водителей.
Многие сомневаются в способности электромобилей к функционированию в Астане, утверждая, что морозы могут представлять проблему для запуска машины. Однако местный житель Темирлан Зиятов уверяет, что зимой электрокар ведет себя отлично. Благодаря автопрогреву батареи и надежной защите, электрокары всегда заводятся, даже при сильных морозах. Производители и инженеры тщательно тестируют электромобили при различных температурах, от +50°C до -50°C, что обеспечивает надежную работу в холодные зимние дни.
Замечено, что у электромобилей одна из основных сложностей – ограниченный запас хода, что делает дальние поездки между городами труднопреодолимыми, если расстояние превышает 300 километров. Электрозаправочные станции на трассах пока не так распространены, что делает подзарядку в пути вызовом для владельцев электромобилей.
Темирлан Зиятов подчеркивает, что даже с ограниченным запасом хода, поездки на электрокаре могут быть удовольствием. Он успел совершить путешествие на расстояние 235 километров от Астаны до Борового и имел заряд батареи в 40% после этой поездки, при соблюдении разрешенной скорости в 140 километров в час. Таким образом, электромобили могут быть практичными для большинства маршрутов.
Для постоянных путешественников между городами, гибридные автомобили могут представлять интересное решение, используя как двигатель внутреннего сгорания, так и электромотор с небольшим аккумуляторным блоком. На гибриде можно проехать около 1,2 тысячи километров на полном баке и полной заряженной батарее, с минимальным расходом топлива. Однако, при покупке гибридов в Казахстане могут отсутствовать льготы, в отличие от электромобилей, на которые распространяется нулевая ставка таможенной пошлины и НДС для физических лиц.
Существует также недовольство среди казахстанцев в связи с ограниченным количеством официальных дилеров и сервисных центров для электромобилей. Если возникнут проблемы или потребуется замена запчастей, поиски могут оказаться затруднительными. Однако подобные ситуации встречаются редко, и водители могут обращаться к другим владельцам электромобилей через общие чаты для поиска необходимых запчастей.
В целом, опыт владельцев электромобилей подчеркивает множество преимуществ: экологичность, экономичность эксплуатации, сниженные затраты на обслуживание и надежность. Техническая простота электромобилей, с меньшим количеством деталей, снижает вероятность поломок, делая их привлекательными для многих водителей.
На конец сентября 2023 года, согласно данным МВД Казахстана, в стране было зарегистрировано более 6,6 тысяч электромобилей. Статистика показывает, что наибольшее количество электромобилей было зарегистрировано в Алматы, где их насчитывается более 4,2 тысячи штук, а также в столице Астане, где зарегистрировано около тысячи электрокаров. За ними следуют Алматинская область, Шымкент и Карагандинская область.
Директор по государственному регулированию "Казавтопрома" Адильбек Орумбаев утверждает, что количество электромобилей в Казахстане имеет потенциал для дальнейшего роста. Это особенно видно, учитывая категорию "иное" среди около 100 тысяч автомобилей, зарегистрированных в стране, где не указан тип двигателя. Вероятно, среди них также имеются электромобили. Согласно оценкам участников рынка, общее количество электромобилей в Казахстане насчитывает около 15 тысяч единиц.
Интересно, что каждый год темпы ввоза электромобилей в страну увеличиваются как минимум в два раза. Если будут сохранены льготы при покупке электромобилей, то к 2029 году ожидается, что количество электромобилей в Казахстане достигнет не менее 35-40 тысяч единиц, что свидетельствует о растущей популярности этой экологичной формы транспорта в стране.
В июле 2023 года Правительство Казахстана утвердило Дорожную карту по созданию необходимой инфраструктуры для электромобилей во всех крупных городах республики к 2029 году. Документ предусматривает нормативные и технические требования в части проектирования и обустройства необходимой инфраструктуры, производства отечественного оборудования для зарядки электромобилей, а также определения потребности в зарядных станциях для электромобилей и мест их установки.