04.10.2023 16:45
4 мин.

Депутат заявила о необходимости создать лабораторию для краш-тестов в Казахстане

Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева обратила внимание на высокий уровень смертности в дорожно-транспортных происшествиях.

Светлана Лысенко
Фото: pixabay.com

Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева призывает к созданию лаборатории для проведения краш-тестов автомобилей в Казахстане и отмене моратория, установленного Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), на оборудование местных автомобилей тревожными кнопками.

В письме, адресованном вице-премьеру Роману Скляру, депутат обратила внимание на высокий уровень смертности в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в Казахстане, который является одним из самых высоких среди стран СНГ и Европы. По данным Смышляевой, 72% жертв аварий погибают на трассах, удаленных от населенных пунктов, и отсутствие медицинской помощи в первый час после травмирования увеличивает смертность на 30%.

С начала 2011 года Таможенный союз обязал производителей автомобилей оснащать их устройствами вызова экстренных оперативных служб, также известными как тревожные кнопки SOS. Эти устройства способны определить координаты автомобиля в случае аварии и автоматически передать информацию в государственную информационную систему ЭВАК (Единая вызовная аварийная комиссия).

Согласно данным Екатерины Смышляевой, с 2019 года в ЭВАК поступило более 1,5 млн вызовов, включая 3,9 тысяч экстренных. Однако из более чем четырех млн автомобилей в Казахстане к ЭВАКУ подключены всего 429 тысяч, а еще 167 тысяч имеют тревожные кнопки, но не подключены к системе.

В 2022 году по инициативе Казахстана Евразийская экономическая комиссия ввела мораторий на установку тревожных кнопок в отечественных автомобилях до 2023 года, который затем был продлен до 2024 года и даже до 2027 года. 

Однако депутат Смышляева подчеркнула, что стоимость тревожной кнопки составляет менее 100 тысяч тенге и что отечественные автопроизводители не испытывают проблем с производством и поставкой таких устройств на внутренний рынок. Она считает, что мораторий на установку тревожных кнопок оправдан только для импортеров автомобилей из-за сложностей с прохождением испытаний ввозимых моделей.

Пока Казахстан не создаст свою собственную лабораторию для краш-тестирования автомобилей, Смышляева предлагает упростить процедуру сертификации тревожных кнопок и проводить ее в местных аккредитованных лабораториях.