Министерство промышленности и строительство официально отказало в удовлетворении требований, озвученных в петиции против утилизационного сбора. В ведомстве озвучили промежуточные итоги работы утильсбора.
По данным Министерства промышленности и строительства, доля переработки и утилизации твердых бытовых отходов в стране увеличилась с 2% в 2016 году до 23% в 2023 году. С 2016 года по январь 2022 года ТОО "Оператор РОП" собрал 215 455 вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) и 3 507 вышедшей из эксплуатации самоходной сельскохозяйственной техники (ВЭССХТ), утилизировано 197 816 ВЭТС.
"На сегодняшний день Министерством экологии и природных ресурсов РК разрабатывается новая программа утилизации ВЭТС и ВЭССХТ, которая предполагает возможность участия в ней всех субъектов предпринимательства, осуществляющих переработку черного металла, без монополии одного предприятия, то есть в конкурентной среде", – говорится в сообщении минпрома.
Напомним, что утилизационный платеж в отношении транспортных средств введен в 2016 году после вступления Казахстана в ВТО и снижения импортной таможенной пошлины на новые автомобили с 30% до 15%, а также на автомобили, бывшие в эксплуатации, с 48% до 15%. В минпроме считают, что сбор за первичную регистрацию является эффективным и правильным механизмом для обновления парка и регулирования ввоза старых и неэкологичных автомобилей. Для машин возрастом до двух лет сбор составляет 0,25 МРП (923 тенге). Он направлен на омоложение автопарка страны путем стимулирования спроса среди населения на приобретение новых автомобилей.
Что касается отечественного автопрома, то в Казахстане установлены условия, направленные на поэтапный переход всех предприятий от крупноузловой сборки к мелкоузловой с использованием технологических операций по сварке и окраске кузова и кабины. К 2027 году планируется поэтапное увеличение доли производства автомобилей мелкоузловым методом до 50% от общего объема производства. С момента введения утилизационного сбора в автомобилестроительную отрасль Казахстана были привлечены такие зарубежные компании как General Motors, KIA, Hyundai, JAC, Skoda, Yutong, Chery, GWM, Changan и другие. Инвестиции в автопром за 2018-2022 годы составили почти 57 млрд тенге.
Планируется запуск новых проектов по расширению производства легковых автомобилей на действующих площадках. В 2023 году вложения в основной капитал в автомобилестроении составили 35,8 млрд тенге, рост ― в 3,5 раза в сравнении с 2022 годом. За 2018-2022 годы налоговые поступления от автопроизводителей составили порядка 68,5 млрд тенге. Только за 2023 год автопроизводителями уплачено 47,5 млрд тенге в виде налогов и других обязательных платежей в бюджет, что превышает на 76% показатели 2022 года.
По данным Бюро национальной статистики, на начало 2015 года (за год до введения утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию) парк легковых автомобилей в Республике Казахстан составлял четыре млн единиц, из которых 72,5% (2,9 млн единиц) – в возрасте более 10 лет и 8,2% (326 тысяч единиц) – до трех лет. На начало 2022 года (до снижения утильсбора на 50%) в парке легковых автомобилей доли перераспределились в положительную сторону. Доля автомобилей до трех лет увеличилась с 8,2% до 13,6%, а доля автомобилей старше 10 лет – снизилась с 73% до 63%.
"Однако меры по легализации транспортных средств негативно отразились на структуре автопарка в РК", – заявляют в Министерстве промышленности и строительства.
Ранее в кулуарах заседания Сената министр промышленности и строительства Казахстана Канат Шарлапаев высказался по поводу поддержки отечественного автопрома. Он считает, что отмена утилизационного сбора выгодна только импортерам.