Узбекистан официально повысит минимально разрешенный экологический класс топлива до "Евро-4" с 2028 года, об этом говорится в постановлении президента страны "О первоочередных мерах по борьбе с пыльными бурями и улучшению качества атмосферного воздуха".
Таким образом, с 2028 года в стране перестанут использовать бензин "АИ-80".
"С 2028 года поэтапно ограничиваются использование и реализация моторного топлива, экологическая категория которого ниже стандарта "Евро-4", – говорится в тексте постановления.
Отметим, что, по данным Министерства энергетики РК, в Казахстане бензин АИ-80 не используется с 2018 года. В ведомстве отметили, что экологический класс топлива обозначается буквой "К" в странах СНГ и "Евро" в Евросоюзе. В Казахстане минимально разрешенный к использованию экологический класс топлива "К-4" (аналог "Евро-4").
Ранее Министерство энергетики Казахстана опубликовало на портале "Открытые НПА" проект приказа, согласно которому на полгода запрещается вывоз бензина и дизеля за пределы страны. Исключением станут бензин и дизель, которые вывозятся непосредственно в бензобаках транспортных средств, а также авиационное топливо и топливо, предназначенное для квалификационных и лабораторных испытаний. В пояснительной записке объясняется, что данная мера необходима в целях поддержания национальной безопасности и обеспечения топливом внутреннего рынка.
В сентябре 2024 года правительстве Казахстана отметили значительный рост потребления бензина АИ-92, АИ-95 и дизеля в южных регионах страны. Основной причиной являются перетоки и "серый экспорт" из-за диспаритета казахстанских цен с соседними странами. В последнее время на границе фиксируются случаи экспорта востребованных нефтепродуктов под видом "товаров прикрытия".