По данным Бюро национальной статистики, в январе-июне 2024 года отечественные предприятия выпустили 62 435 единиц техники на общую сумму 814,4 млрд тенге, что на 14,6% меньше чем за аналогичный период прошлого года.
В Казахстанском автомобильном союзе объясняют, что одной из основных причин снижения производства являются изменения на рынке., а также неконтролируемый импорт старых и новых автомобилей "серыми" дилерами, которые не соответствуют Техническому регламенту ЕАЭС, что по-прежнему угрожает экономической безопасности страны и создает серьезные проблемы для потребителей.
"В 2023 году в Казахстане было продано почти 200 тысяч новых автомобилей, из них более 70% автомобилей – это машины отечественного производства. Несмотря на снижение роста рынка в целом, доля наших производителей по-прежнему высока. Мы уже сегодня можем наблюдать, что помимо увеличения рабочих мест, создается мультипликативный рост – с автопромом развиваются смежные отрасли малого и среднего бизнеса", – говорит президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева.
Также в Казахстанском автомобильном союзе назвали крупнейшие предприятия страны. За шесть месяцев 2024 года в Костанае (Allur) произведено 38 691 единиц техники (-12,5% к январю-июню 2024 года). В Алматы (Hyundai Trans Kazakhstan, Hyundai Trans Almaty) выпущено 19 330 (-22,4%) легковых и коммерческих автомобилей. В Семее ("СемАЗ", Daewoo Bus Kazakhstan) – 2 528 единиц коммерческой техники (+17%). В Карагандинской области (QazTehna) – 644 единиц техники (+45%). В Кокшетау ("КаМАЗ-Инжиниринг") произвел 415 единиц коммерческой техники (-24,8%).
Ранее в Министерстве промышленности и строительства рассказали, что в Казахстане установлены условия, направленные на поэтапный переход всех предприятий от крупноузловой сборки к мелкоузловой с использованием технологических операций по сварке и окраске кузова и кабины. К 2027 году планируется поэтапное увеличение доли производства автомобилей мелкоузловым методом до 50% от общего объема производства. С момента введения утилизационного сбора в автомобилестроительную отрасль Казахстана были привлечены такие зарубежные компании как General Motors, KIA, Hyundai, JAC, Skoda, Yutong, Chery, GWM, Changan и другие. Инвестиции в автопром за 2018-2022 годы составили почти 57 млрд тенге.