Властям Астаны пришла идея ограничить доступ автомобилям с бензиновыми и дизельными двигателями, которые выделяют большое количество вредных выбросов, с таким предложением выступил исполняющий обязанности руководителя управления охраны окружающей среды и природопользования города Астаны Ерлан Бердалин.
На собрании городского маслихата Ерлан Бердалин подчеркнул, что большая часть загрязнения воздуха города приходится на выбросы автомобилей. Переход на газовое топливо в 2022 году позволил снизить выбросы, но количество автомобилей за последние пять лет выросло на 20,2%, и выбросы вредных веществ в атмосферу остаются на высоком уровне.
Управление предлагает запустить пилотный проект по созданию "зоны низкой эмиссии" в городе, по аналогии с практикой, используемой в Лондоне с его Ultra Low Emission Zone (зоной ультранизкой эмиссии). Основная цель – запретить въезд в город для автомобилей на бензине и дизеле с высокими выбросами вредных веществ. Границы зоны будут четко обозначены специальными знаками перед въездами в зону и на ключевых перекрестках. Эта инициатива находится на стадии активного обсуждения.
Однако управление пока не готово предоставить альтернативные варианты транспорта для горожан, если им будет запрещен въезд в город из-за использования транспорта с высокими выбросами. Ерлан Бердалин призвал акимат и коммунальные предприятия перейти на более экологически чистый вид транспорта.
Он отметил, что в Астане уже имеется 560 электротранспортных средств и 51 электрозаправочная станция. Для обслуживания общественного транспорта в 2023 году закуплено 20 электрических автобусов. Он заключил, что важно, чтобы акимат и коммунальные предприятия перешли на более экологически чистый транспорт, чтобы улучшить экологическую ситуацию в городе. Это может быть недоступно для всех горожан, но те, кто способен, могут пересаживаться на электрические автомобили.
Напомним, что аналогичный запрет вводят в Стокгольме (Швеция). Он будет действовать только в центре города, новые правила вступают в силу с 31 декабря 2024 года.