06.11.2024 13:33
4 мин.

В Казахстане апробируют технологию "теплый асфальт"

Добавка позволит класть асфальт при низких температурах.

Светлана Лысенко
Фото: Министерство транспорта

Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (КаздорНИИ) тестирует технологию "теплого асфальта" на автодорогах республиканского значения. В Министерстве транспорта считают, что эта инновация расширит возможности дорожного строительства в холодное время года, что особенно важно для северного Казахстана.

По стандартам дорожного строительства, температура асфальтобетонной смеси при укладке должна составлять не менее 125-130 градусов, а укладывать асфальт можно лишь при температуре воздуха от +5 градусов и выше. Однако ученые разработали комплексную добавку, позволяющую готовить смесь при 90 градусах и укладывать ее при температуре до -10 градусов. Это решение особенно актуально для северных регионов республики, где строительный сезон ограничен тремя-четырьмя месяцами.

"Суть разработки заключается в создании "теплой асфальтобетонной смеси": специальные добавки снижают температурный порог приготовления и укладки материала, при этом сохраняются все физико-механические свойства покрытия. Использование этой смеси позволяет значительно сократить энергозатраты на этапах подготовки и уплотнения асфальта, снижая расходы и воздействие на окружающую среду", – говорится в сообщении Министерства транспорта.

Специалисты КаздорНИИ отметили, что комплексная добавка способствует улучшению сцепления между вяжущими и минеральными материалами. Это позволяет не только снизить температуру приготовления, но и обеспечить высокие показатели прочности и износостойкости покрытия.

Лабораторные испытания в Алматы подтвердили, что физико-механические свойства теплой асфальтобетонной смеси соответствуют показателям стандартных горячих асфальтобетонов. Более того, новая смесь демонстрирует повышенную водостойкость и сохраняет прочность при пониженных температурах, что делает ее более устойчивой к суровым климатическим условиям. Возможность укладки при 90 градусах без потери коэффициента уплотнения станет важным преимуществом для дорожных работ в холодное время года.

Институт апробировал технологию на участках автодороги республиканского значения “Курты – Бурылбайтал”. При успешной апробации эта технология позволит продлить сезон укладки дорог, ускорить реализацию крупных инфраструктурных проектов, сократить затраты на энергоресурсы и уменьшить выбросы углерода, связанные с нагревом асфальтобетона.

Применение теплого асфальта также открывает перспективы для более качественного ремонта дорог в городах и отдаленных районах, где резкие перепады температур негативно сказываются на долговечности покрытия.

В октябре 2024 года дорожные службы в Казахстане перешли на зимние содержание дорог. Трассы уже чистят от снега и обрабатывают противогололедным покрытием.