27.02.2025 17:06
9 мин.

На какие аспекты китайских автомобилей жалуются казахстанцы

В 2024 году поступило 57 обращений в госорганы.

Дания Ахметова
Фото: Комитет по защите прав потребителей

В 2024 году в Комитет по защите прав потребителей поступило 57 жалоб, связанных с автомобилями китайских брендов. В ведомстве назвали главные претензии казахстанцев к машинам из Поднебесной.

Среди главных нареканий автовладельцев – дефекты двигателей и коробок передач, проблемы с системой охлаждения и электроникой, несоответствие заявленным характеристикам. В Комитете по защите прав потребителей отмечают, что некоторые автомобили приходилось возвращать продавцам. В других ситуациях, благодаря вмешательству департаментов, покупатели добивались ремонта или замены неисправных узлов за счет автосалонов.

"Несмотря на волну критики, китайские машины привлекают казахстанцев доступной ценой, разнообразным модельным рядом и активно развивающейся сетью дилерских центров. Многие модели оснащены современными технологиями, что также стимулирует спрос. Сотрудники комитета и его территориальных департаментов призывают автовладельцев быть более внимательными при выборе автомобиля, тщательно изучать информацию о производителе и модели авто, обращать внимание на отзывы других автовладельцев", – говорится в сообщении Комитета по защите прав потребителей.

В региональном разрезе количество жалоб распределилось следующим образом:

  • в Астане и Алматы зафиксировано шесть и девять обращений соответственно. Здесь сотрудники местных департаментов участвовали в судебных разбирательствах и содействовали досудебному урегулированию, помогая с расторжением договоров, возвратом средств либо обменом автомобилей;
  • в Абайской, Жамбылской и Кызылординской областях жалоб официально не поступало, хотя потребители продолжают получать консультации при возникновении вопросов;
  • в Акмолинской области было два обращения. Сумма претензий достигла 9,99 млн тенге, также автомобили нуждались в замене двигателей;
  • в Алматинской области зафиксировано три обращения. Один автомобиль обменяли, а по двум другим вернули деньги;
  • в Актюбинской области зарегистрировано одно обращение. Там, по решению суда, выплатили свыше 16 млн тенге, неустойку и моральный ущерб;
  • в Атырауской и Восточно-Казахстанской областях было пять и четыре обращения соответственно. Там специалисты провели разъяснительную работу, внеплановые проверки, издали предписания и постановления. В одном случае вернули более семи млн тенге по соглашению сторон;
  • в области Жетысу зарегистрировано три обращения. Сотрудники местного департамента помогли автовладельцам часть проблем уладив консультациями, другая часть – в процессе разрешения;
  • в Западно-Казахстанской области было четыре обращения. По одному из них покупателю вернули 7,1 млн тенге;
  • в Карагандинской области зафиксировано три обращения. Специалисты активно помогали покупателям с составлением претензий;
  • в Костанайской области было семь обращений. В данном регионе зафиксировано самое большое количество разных марок автомобилей, на которые жаловались казахстанцы;
  • в Мангистауской области зарегистрировано одно обращение. Претензию удовлетворили;
  • в Павлодарской области зафиксировано четыре обращения. По одному из обращений суд обязал выплатить 11 млн тенге;
  • в Туркестанской области было два обращения. Часть проблем решили мирно после письменных обращений;
  • в Северо-Казахстанской области зарегистрировано два обращения. Один автомобиль отремонтировали, а по второй машине материалы направлены в суд;
  • в области Улытау было два обращения. Направлены досудебные претензии. Однако до суда дела не дошли.
  • в городе Шымкент было пять обращений. В большинстве случаев удалось вернуть деньги, но одно дело все еще рассматривают в суде.

В Комитете по защите прав потребителей объяснили, что делать при возникновении проблем с качеством купленного нового автомобиля. Сначала необходимо направить письменную претензию дилеру или продавцу: в большинстве случаев это помогает урегулировать конфликт без суда. Если продавец не отвечает в течение 10 рабочих дней или отказывается от сотрудничества, территориальные департаменты комитета готовы проконсультировать, помочь грамотно оформить иск и, при необходимости, представлять интересы граждан в суде в качестве третьей стороны. Подать обращение можно через систему e-Otinish либо обратившись в региональный департамент Комитета по защите прав потребителей.

Ранее россияне назвали главные проблемы зимней эксплуатации китайских автомобилей. Одной из главных сложностей становятся жидкокристаллические экраны, которые при низких температурах могут перестать корректно работать. Иногда могут быть недоступны даже базовые функции, такие как спидометр. Еще одной проблемой является нестабильный климат-контроль, который иногда может сделать температуру в салоне слишком жаркой или холодной.  Также специалисты отмечают слабую антикоррозионную устойчивость у некоторых китайских автомобилей. У большого ряда моделей отсутствует сплошная оцинковка кузова, что может приводить к быстрому появлению ржавчины.