Будущее национального автомобильного рынка, влияние на него китайских брендов, перспективы автокредитования и ценообразования обсудили участники форума Kursiv Auto 2024, который прошел 10 июня 2024 года в Алматы.
2023 год выдался для казахстанского автомобильного рынка феноменальным. Официальными дилерами было продано 198 686 новых машин, что на 60% выше чем в 2022. Повторить рекордные темпы продаж в этом году, по мнению экспертов, не удастся.
Представители отрасли отмечают, что рост 2023 года был искусственным, вызванным, в первую очередь, отложенным спросом, который формировался в течение трех предшествующих лет. Утолив накопленный голод на новые автомобили в прошлом году, дилеры прогнозируют в 2024 стабилизацию рынка и продажи машин на уровне 160 тысяч.
"Когда мы составляли бюджет на 2024 год, мы еще находились в эйфории 2023 года, и наши планы оказались выше, чем та реальность, которую мы сейчас видим", – отметил CEO Astana Motors Бекнур Несипбаев.
К тому же, по его мнению, в ближайшее время на казахстанском авторынке будет усиливаться конкуренция.
"Очень много новых игроков пытаются зайти на рынок. Мы знаем, что еще порядка 15 разных китайских брендов хотят официально открыться на рынке Казахстана, и в любом случае будет большая война. Мы уже сейчас ее ощущаем. Будет жесткая конкуренция, будут различные программы, различные скидки от дилеров, что для потребителя хорошо", – сказал Бекнур Несипбаев.
На рынке подержанных автомобилей также не предвидится аномальных всплесков продаж. Рост ожидается, но незначительный.
"До конца этого года мы прогнозируем умеренный рост контактов между покупателями и продавцами автомобилей в пределах 3-5%", – сказал CEO Kolesa Group Дмитрий Ботанов.
По его мнению, казахстанцы хотят и готовы покупать автомобили, но все зависит от того, насколько дилеры готовы конвертировать этот спрос в реальные сделки.
Отдельно участники форума обсудили бурный рост продаж китайских автомобилей. Шесть из десяти самых продаваемых брендов по итогам 2023 года были из Поднебесной. На их долю пришлось около четверти всех продаж официальных дилеров. По данным платформы kolesa.kz, рост спроса на "китайцев" наблюдается и на рынке подержанных машин.
"Если посмотреть отдельно на предложение китайских автомобилей на kolesa.kz, то за последние три года их рост составил почти 400%. Это естественно очень существенно. Одновременно с этим процент китайских автомобилей от общей массы автомобилей, продающихся на kolesa.kz, на самом деле небольшой – около 3%. При этом спрос на китайские автомобили не отличается от спроса на автомобили из других стран", – заявил Дмитрий Ботанов.
Однако он добавил, что согласно данным, собранным их аналитиками, наблюдается незначительное преобладание предложения над спросом. Если количество продаваемых китайских автомобилей выросло в три раза за три года, то спрос на них увеличился в 2,5 раза.
"Китайские авто оказывают влияние на рынок достаточно интересное. Оно пока не существенное, просто потому что накоплена большая масса автомобилей (из других стран – прим.ред.) в Казахстане. Но китайские бренды сейчас составляют уже 30% от всех новых автомобилей, которые продаются на kolesa.kz. Эта масса со временем насытит рынок, и кривая роста (за три последних года – прим.ред.) от 1% до 3% видимо продолжит расти", – предположил Дмитрий Ботанов.
Директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян добавил, что возможно экспансия китайских автобрендов в ближайшие годы будет более агрессивной.
"Внутри на китайском рынке наблюдается стагнация, и поэтому правительство Китая в ближайшее время встанет перед вопросом – как стимулировать спрос на новые автомобили на внутреннем рынке? И в связи с этим китайское правительство будет поддерживать вывоз используемых автомобилей из страны, для того чтобы подстегивать импорт на новый автомобили. Это очень важно понимать как казахстанским игрокам, так и казахстанскому регулятору", – сказал он.
При этом не всем "китайцам" удастся сохранить свои позиции в Казахстане, считают эксперты. Уже близится к завершению первый этап вхождения китайских брендов на местный рынок. Когда многие из них уже "отъездят" по казахстанских дорогам два-три года, накопится достаточная статистика клиентского опыта и обратная связь станет более полной.
Во многом именно китайские бренды стимулировали рост продаж к концу прошлого года, так как скидки на некоторых "китайцев" доходили чуть ли не до 50%. Казахстанцы наблюдали, как одна и та же модель могла за пару месяцев подешеветь на несколько миллионов. Выгодные предложения от дилеров сохранились и в начале нового 2024 года.
Директор департамента маркетинга и клиентского сервиса JAC Motors Qazaqstan Нариман Бектуров добавил, что ситуация, при которой дилеры были готовы предлагать большие скидки, скоро закончится.
"Таких "бешеных" скидок не будет. Проводя конкурентный анализ цен, мы видим, что китайские автомобили не такие уж и дешевые. То есть, если сравнивать модели с учетом оснащения и опций, то мы видим, что нет большой разницы в цене. Те же самые полупроводники стоят везде одинаково по себестоимости. Поэтому в принципе хорошо оснащенный китайский автомобиль не будет стоить в разы дешевле. Поэтому, учитывая нынешний уровень скидок, это просто частная ситуация на конкретном рынке у конкретного производителя, который, например, хочет выжить любой ценой", – сказал Нариман Бектуров.
Помимо скидок во время форума обсуждались и финансовые инструменты для стимулирования продаж новых машин, в частности – автокредитование. Год к году выдача новых автозаймов увеличилась более чем в два раза (с 645 млрд тенге в 2022 до 1,4 трлн тенге в 2023).
По мнению представителей банковского сектора, объем автокредитования вырос на фоне появления новых кредитных программ, в том числе организованных совместно с дилерами. Однако в этом году наблюдается небольшой спад.
"Такие вещи, как автоматическое оформление, то есть автоматизация и цифровизация переоформления авто, которые появилось у банков второго уровня, тоже являются ускорением самого процесса. Однако в 2024 году мы видим обратный эффект. Машины продаются плохо, как у частных лиц, так и у автосалонов. То есть после пандемии был голод, потом все массово завезли авто, и теперь они не могут продать. Это даже ощущается на уровне потребительских кредитов. Потому что раньше, когда машины быстрее продавались, то люди быстрее погашали свои займы", – сказал глава TAS Group Дулат Тастекей.
Эксперты отмечают, что по итогам 2024 года взрывного роста автокредитования точно не будет.
Ранее Агентство мониторинга и анализа автомобильного рынка проанализировало предложения китайских брендов на казахстанском автомобильном рынке. В сегменте легковых автомобилей на казахстанском рынке представлено 14 брендов, по итогам 2023 года их совокупная рыночная доля составила 25% продаж новых автомобилей. Выбор китайских автомобилей представлен 57 моделями, средняя минимальная цена автомобиля составляет 13,4 млн тенге. Цена наиболее доступной модели – 5 590 000 тенге, наиболее высокая цена китайской модели – 39 990 000 тенге. Медианная минимальная стоимость – 11 990 000 тенге.
В свою очередь, редакция AutoReport поговорила с экспертами и выяснила состояние на рынке подержанных автомобилей.