Консалтинговая компания Kept (ранее – KPMG) подготовила обзор рынка электромобилей в странах СНГ и БРИКС. Безусловным лидером по внедрению электрических транспортных средств является Китай. Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан занимают седьмое, девятое и 14 места соответственно.
Китай – безусловный лидер по распространению электротранспорта: около 22 млн электромобилей, более 600 тысяч электробусов, 2,7 млн зарядных станций, 1,2 млн из которых – быстрые. В стране развито производство электротранспорта (девять производителей NEV и четыре – электробусов) и батарей. В Китае реализуются меры государственной политики развития электротранспорта, направленные на поддержку как производителей, так и потребителей.
Ведущая группа – Индия, Россия, Турция, Бразилия и Беларусь – получила оценку со второго по шестое места. Основная причина более низкой оценки – значительно меньшее, по сравнению с Китаем, количество электротранспорта и зарядных станций, что во всех странах, кроме Индии, является следствием меньшего размера рынка. В этих странах реализуются программы развития электротранспорта; действуют меры поддержки потребителей и производителей электротранспорта; реализуются проекты локализации или собственного производства NEV и батарей, а также активно развивается зарядная инфраструктура.
Кыргызстан, Саудовская Аравия, Казахстан и ОАЭ относятся к средней группе стран. Для них характерны более позднее начало распространения электротранспорта и развития зарядной инфраструктуры. Однако действующие меры поддержки способствуют росту популярности NEV, появлению на рынке современных моделей, развитию сетей быстрых электрических зарядных станций (ЭЗС). Также страны создают или локализуют у себя производство электротранспорта.
Молдова, Таджикистан, Армения, Узбекистан, Азербайджан и ЮАР получили оценку ниже 50 баллов. Низкая оценка является следствием запоздалого начала популяризации электротранспорта и внедрения мер поддержки, отсутствия собственного производства NEV, а в случае с ЮАР – наличия заградительных мер по импорту электромобилей. Однако принятие и реализация программ развития в этих странах направлены на стимулирование отрасли и популяризацию NEV среди потребителей, что потенциально обеспечит постепенное улучшение позиций.
Китай – безусловный лидер по числу электромобилей как в абсолютном, так и в относительном выражении: на начало 2024 года в стране зарегистрировано более 22 млн NEV или более 15 электромобилей на тысячу жителей. Такое распространение NEV стало результатом комплексной государственной политики, направленной на стимулирование производства и приобретения электромобилей с одновременным развитием зарядной сети.
Низкое число NEV в Индии объясняется структурой рынка, на котором больше распространены двух- и трехколесные транспортные средства. В остальных странах постепенно ускоряется распространение NEV: растет популярность электромобилей, их использование становится более удобным, улучшаются показатели автономности, и оно остается выгодным благодаря различным льготам.
Оптимальное соотношение числа электромобилей к количеству общественных зарядных станций – 10 к одному. Такое соотношение позволяет удовлетворить спрос на зарядные станции без привязки к месту зарядки и избежать избытка мощности, когда уровень утилизации зарядных станций оказывается очень низким. Увеличивается количество быстрых зарядных станций, которые позволяют подзарядить электромобиль в общественном месте или на трассе за 15–30 минут.
Развитие зарядной инфраструктуры происходит как за счет мер государственной поддержки, так и за счет создания сетей производителями электромобилей, что способствует росту продаж и лояльности потребителей. В отдельных случаях зарядные станции создают в местах притяжения трафика – торговых и бизнес-центрах. Китай значительно опережает другие страны по числу ЭЗС. Это является следствием как размеров страны, так и эффективности государственной политики по развитию инфраструктуры для электротранспорта, в том числе государственных инвестиций в развитие сетей ЭЗС.
Турция, Индия, Россия, Бразилия, Беларусь и ОАЭ демонстрируют уверенное развитие зарядной инфраструктуры. Страны с менее чем одной тысячей ЭЗС показывают меньшее распространение электротранспорта и необходимой зарядной инфраструктуры в связи с низким уровнем доходов населения и более поздним началом реализации государственной политики по развитию электротранспорта и его популяризации.
Ранее стало известно, что в Шымкенте планируется локализовать производство китайских электромобилей. Однако название компании пока не раскрывается. Сообщается, что общий объем инвестиций составит 60 млн долларов (28,6 млрд тенге). Проект будет реализован в два этапа. В рамках первой очереди планируют открыть сборочное производство. На втором этапе ожидается запуск цеха по сварке и окраске, а также начало производства автокомпонентов.