Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев опасается массового ввоза автохлама из-за повышения утилизационного сбора в России.
Напомним, что в России Государственная дума выступила с инициативой проводить ежегодную индексацию утилизационного сбора для всей колесной техники с 2024 по 2030 годы включительно. В результате к 2030 году утильсбор на легковые машины с двигателями объемом от одного до двух литров вырастет в четыре раза. Уже в 2024 году платеж на автомобили с ДВС могут поднять с 300,6 до 556,1 тысяч рублей (с 1,5 до 2,8 млн тенге). К 2030 году утильсбор для них составит 1,17 млн рублей (5,8 млн тенге). Инициатива коснется и электрокаров: в 2024 году платеж предлагается повысить до 1,1 млн рублей (5,47 млн тенге), а к 2030 году – до 2,23 млн рублей (11 млн тенге).
В свою очередь, Канат Шарлапаев отметил, что повышение ставок утилизационного сбора в России никак не повлияет на цены на автомобили в Казахстане. Однако может привести к массовому ввозу старых машин в страну.
"Из-за разницы в ценах, к нам, к сожалению, может опять пойти достаточно большой поток старых автомобилей, которые вредят экологии и создают очень опасные условия на дорогах. И вот такой риск, он вполне реальный. Потому что другие страны обороняются от ввоза, давайте просто это назовем автохламом, путем создания законодательных мер. А мы считаем, что нам ограждаться не нужно. И есть риск, что из-за этого увеличения, автохлам будет стекаться в Казахстан и нашим гражданам будет на дорогах гораздо более опасно передвигаться. Такой риск я считаю очень значительным", – заявил министр на брифинге в Правительстве.
Ранее появилась информация, что ввести утильсбор планирует и Кыргызстан. Сейчас там изучают международный опыт и ведут расчеты потенциальных ставок. Редакция AutoReport поговорила с директором Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артуром Мискарян и выяснила, как появление утильсбора в Кыргызстане повлияет на казахстанский автомобильный рынок.