23.01.2025 17:00
12 мин.

Каким будет автомобильный рынок Казахстана в 2025 году

Эксперт назвал ключевые факторы.

Дания Ахметова
Фото: AutoReport

В 2025 году спрос и цены на автомобили в Казахстане будут зависеть от таких ключевых факторов, как экономика, курс валют и поставки. Таким прогнозом с редакцией AutoReport поделился автоблогер Булат Омарбеков.

Экономический фактор

"Экономика играет важнейшую роль: если доходы населения будут оставаться на прежнем уровне или снижаться, это повлияет на доступность новых машин, особенно в среднеценовом сегменте", – поделился автоблогер.

Также не менее важным эксперт отмечает такой фактор, как курс валют. По его словам, удорожание доллара к тенге скажется на стоимости импортных автомобилей. Также "невыгодный" курс может сказаться и на машинах казахстанского производства, так как комплектующие импортируют из других стран.

В этом случае он обращает внимание на китайские бренды автомобилей. На данный момент они активно выходят на рынок и часто предлагают автомобили с привлекательными ценами, где, по мнению эксперта, практически нет конкуренции.

На какие автомобили вырастет спрос

Спрос на автомобили на вторичном рынке сохранится, особенно в регионах, где доходы населения ниже, но в крупных городах конкуренция между новыми и подержанными машинами может выровняться.

"Если цены на новые машины вырастут из-за валютных колебаний или налогов, это точно поднимет интерес к автомобилям с пробегом", – сказал автоблогер.

По его словам, люди всегда ищут доступные варианты, и в условиях роста цен на новые автомобили вторичный рынок становится отличной альтернативой.

Булат Омарбеков считает, что экспансия китайских брендов способна изменить это.

"Сейчас на рынок выходит все больше доступных моделей, которые предлагают хорошую комплектацию по привлекательной цене. Поэтому некоторые покупатели, которые раньше смотрели на подержанные автомобили, могут переключиться на новые китайские машины", – поделился он.

Увеличится ли спрос на электромобили

Интерес к электромобилям будет постепенно расти в связи с развитием зарядной инфраструктуры, считает эксперт.

"Если правительство продолжит предоставлять налоговые льготы или уберет таможенные пошлины, это сделает электромобили более доступными", – поделился автоблогер.

Спикер добавил, что китайские производители здесь также играют ключевую роль, так как они активно развивают сегмент бюджетных электромобилей и уже предлагают модели, которые конкурируют по цене с традиционными бензиновыми автомобиля.

При этом не стоит ожидать массового перехода на электромобили. Булат Омарбеков объясняет это тем, что инфраструктура зарядных станций развита только в крупных городах, когда в регионах ситуация гораздо сложнее.

Основными барьерами, которые на данный момент сдерживают рост популярности электромобилей, являются: инфраструктура, климат и стоимость.

"Зарядные станции все еще сосредоточены только в крупных городах. Выезжая за пределы Алматы или Астаны, владелец электромобиля сталкивается с отсутствием зарядок, а это серьезно ограничивает мобильность", – поделился автоблогер.

Еще одним важным фактором является климат. Зимы в Казахстане достаточно суровые, а это напрямую влияет на работу батареи. Запас хода сокращается, и люди просто боятся остаться без заряда в условиях холода, считает Булат Омарбеков.

Стоимость покупки и обслуживания электромобилей также играют свою роль. Сегодня китайские бренды предлагают относительно доступные машины с электрическими двигателями, но, по сравнению с машинами на ДВС, ценники все же высокие.

Также эксперт отмечает, что многие опасаются больших расходов на обслуживание и замену батарей.

"В итоге, чтобы электромобили стали популярнее, нужно активно развивать инфраструктуру, поддерживать бюджетный сегмент и работать с климатическими вызовами, например, создавать модели, адаптированные для суровых условий", – дополнил он.

Ранее эксперты поделились с редакцией AutoReport наблюдениями, как менялся автомобильный рынок Казахстана в 2024 году. Выросли продажи машин стоимостью от 15 млн до 20 млн.