09.04.2025 16:41
12 мин.

В Казахстане снизят налог на транспорт для старых автомобилей

Законопроект уже на рассмотрении Мажилиса.

Ербол Казистаев
Фото: Pixabay

Мажилис одобрил в первом чтении проект нового Налогового кодекса, в рамках которого планируется снизить налог на транспорт для старых автомобилей.

В рамках нового Налогового кодекса, снижается сумма налога для автомобилей старше 10 лет – на 30%, старше 20 лет – на 50%.

Ожидается, что новый Налоговый кодекс вступит в силу с начала 2026 года. В таком случае, в 2026 году владельцы старых автомобилей будут платить налог на транспорт за 2025 год по старым ставкам. Для них нововведение "заработает" в 2027 году, когда нужно будет оплатить налог за 2026 год.

Как это скажется на автопарке

В беседе с редакцией AutoReport директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян заявил, что снижение налога для старых автомобилей негативно скажется на обновлении автопарка Казахстана.

"Десятилетние автомобили в 2026 году – это техника 2016 года выпуска. С одной стороны – это автомобили, выпущенные уже в условиях строгих требований по выбросам и безопасности. С другой – достаточно сложные с конструктивной точки зрения, так что поддержание исправного технического состояния таких автомобилей в ряде случаев может вызывать обоснованное сомнение. С учетом среднегодового пробега в 25 тысяч километров, десятилетний автомобиль имеет пробег 250 тысяч километров. Так что прогнозировать техническое состояние и запас прочности многих узлов и агрегатов уже затруднительно по объективным причинам", – заявил Артур Мискарян.

Он добавил, что скорость обновления странового автопарка зависит от того, насколько интенсивно в стране регистрируются новые автомобили, а с другой – насколько интенсивно из парка выбывает старая техника.

Если говорить о спросе на новые автомобили, то ситуацию вполне конкретно характеризует стабильный рост продаж новых автомобилей с 2017 года, который сохранился под воздействием пандемии, дефицита на мировом рынке, а затем – сокращения присутствия в регионе целого ряда брендов.

Что касается того, насколько интенсивно из парка выбывает старая техника. В ряде стран используют такие инструменты, как запрет на эксплуатацию на дорогах общего пользования старой техники, введение строгого контроля технического состояния техники, который может предусматривать приостановку регистрации автомобиля в случае обнаружения неисправностей, а также прогрессивная шкала налога, когда ставка повышается вместе с возрастом техники.

В сентябре 2024 года вице-министр финансов Ержан Биржанов заявил, что в сельских регионах Казахстана есть немало старых автомобилей. К примеру, "Жигули" и "Москвичи". Зачастую граждане таксуют на этих машинах и получают доходы. 

"И когда мы налог будем определять, мы сначала будет рассматривать их год производства. Некоторых из них сломаны. Если, например, в течение 10 лет машина не ездит, на них мы не можем большие налоги распределять", – ответил Ержан Биржанов.

Сколько старых автомобилей в Казахстане

По данным Бюро национальной статистики, на 1 марта 2025 года в Казахстане насчитывалось около 1,4 млн транспортных средств возрастом от 10 до 20 лет. Это на 7,1% больше, нежели годом ранее. Львиную долю в данной возрастной группе занимают легковые автомобили (около 1,2 млн единиц).

Что касается машин старше 20 лет, то их насчитывается 2,5 млн единиц. Это на 2,7% больше, нежели годом ранее. Причем почти половину автопарка Казахстана занимают легковые автомобили старше 20 лет – около 2,2 млн единиц.

Напомним, что также негативно на обновление автопарка Казахстана повлияла прошедшая в 2023 году легализация автомобилей с иностранными номерами. По данным МВД, в рамках данной акции, первичную регистрацию прошли более 300 тысяч транспортных средств, средний возраст которых составляет 17 лет. Большинство из них не соответствуют техническому регламенту и экологическому классу, об этом сообщил директор департамента интеграции и международного сотрудничества Министерства промышленности и строительства Адилбек Бектибаев.

Тогда же заявил, что ведомство предложит странам ЕАЭС законодательно запретить ввоз автомобилей старше семи лет.