В Казахстане все больше уделяется внимания популяризации автомобилей на альтернативных источниках энергии. Сегодня каждый гражданин может ввести в страну один электромобиль для личного пользования без уплаты установленных таможенных пошлин и сборов. А ранее депутаты Мажилиса предложили разработать национальную Концепцию развития использования электромобилей.
Редакции AutoReport удалось поговорить с начальником отдела электротранспорта автомобильной компании Allur Романом Кривопаленко об электромобилях в Казахстане и существующей для них инфраструктуре в стране.
– Роман, здравствуйте. В январе 2023 года состоялась официальная презентация электромобиля KIA EV6 для казахстанского рынка. По итогам нескольких месяцев, как вы оцениваете популярность электромобилей в Казахстане? На них есть спрос?
– Здравствуйте, Ербол. Во-первых, хотелось бы отметить общий рост автолюбителей к электромобилям. В прошлом году численность электромобилей в Казахстане выросла на 65%. Конечно, в количественном выражении это не так много. Тем не менее, к активному в этом сегменте Алматы добавилась и Астана. Уверен, что со временем больше транспорта на альтернативном источнике энергии можно будет встретить во всех городах Казахстана, даже на севере, где все еще бытует отрицательное мнение к электромобилям из-за низких температур.
– А насколько вообще низкие температуры зимой могут снизить запас хода? Стоит ли опасаться, что машина не заведется?
– Тут главную роль в снижении запаса хода играет система отопления. Да, в зимний период вы пользуетесь отопителем. К примеру, вы где-то в пробке стоите 30-40 минут, проехали всего два-три километра, а за это время система отопления потратила определенное количество энергии чтобы прогреть салон.
А что касается того, чтобы завести машину зимой, то я общаюсь с владельцами электромобилей, ни у кого при минусовых температурах проблем не возникало. То есть если машина исправна, то с запуском не будет сложностей.
– В таком случае насколько можно доверять заявленному производителем запасу хода?
– Обратите внимание, что когда пишут про запас хода, то там есть отметка NEDC, WLTP. Это методики расчета запаса хода электромобиля. К примеру, WLTP это уже более жесткий стандарт, приближенный к реальному использованию машины.
Тут, как и со стандартными двигателями. Смотрите характеристики, написано, что расход топлива составляет восемь литров на 100 километров, покупаете и выясняете, что там все 12. Все потому что условия, при которых вы эксплуатируете автомобиль, могут отличаться от тестовых. Тем более каждый водитель ездит по-разному, для тех, кто более агрессивно – расход больше.
– А как вы оцениваете уровень инфраструктуры для электромобилей в Казахстане? Хватает ли у нас зарядных станций?
– Конечно, нет. Мне кажется, даже Китаю, где самый большой рынок электромобилей, не хватает зарядных станций.
Что касается в целом инфраструктуры, то уже депутаты обратили на это внимание. Знаю, что в Казахстане есть и частные инвесторы, которые тоже занимаются установкой станций заряда электромобилей. Это дорогостоящие проекты, поэтому понятно, что они не могут массово их устанавливать в короткие сроки.
Насколько я знаю, в Казахстане уже действуют два мобильных приложения с картами и локациями, где установлены зарядные устройства для электромобилей.
Если говорить о нашей компании, то все дилерские центры, где продаются или будут продаваться электромобили, обязательно должны быть оборудованы зарядными устройствами. В столичном дилерском центре Allur уже стоят станции быстрой зарядки. Остальные в процессе, в ближайшее время они появятся.
– А если, к примеру, я купил электромобиль не у Allur, смогу ли я воспользоваться зарядной станцией в вашем дилерском центре?
– Я думаю, это возможно. Понимаете, мы, в первую очередь, видим это как должный сервис для наших клиентов. При этом, с учетом дефицита зарядных станций, отказывать автолюбителям в сервисе не в наших правилах – потому, как Вам известно, Allur – за мобильность казахстанцев.