Редакция AutoReport готовит ряд материалов о специальной технике и транспортных средствах в государственных и социальных учреждениях Казахстана. Начнем мы со школьных автобусов.
Итак, по данным Министерства просвещения, в Казахстане насчитывается 6 909 школ, из них 5 112 – в сельской местности. Очевидно, что далеко не каждой из них нужны автобусы для перевозки детей, тем более когда в стране 2 723 малокомплектных школ.
По данным Комитета по охране прав детей, на начало учебного года 2022-2023 в более чем тысяче школ задействовано 1 319 единиц специальных автобусов.Из них 873 числятся на балансе школ, 15– на балансе акиматов и 431 – арендные.
С января по май 2023 года в казахстанские школы доставлено 246 новых автобусов. Это в Туркестанскую (101 автобус), Акмолинскую (65), Западно-Казахстанскую (54), Актюбинскую (32), Костанайскую (30), Кызылординскую (30) и Карагандинскую (27) области. В остальных регионах ведется активная работа по обеспечению местных школ автобусами, заявляют в комитете. К примеру, в Алматинской и Атырауской областях полностью завершены конкурсные мероприятия, и уже ожидается поставка автобусов. А в Абайской, Жетысуской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Мангистауской областях конкурсные процедуры находятся на стадии завершения.
Покупка школьных автобусов и их замена осуществляется за счет и в пределах средств местного бюджета области, заявили в Комитете по охране прав детей. Там отметили, что в 2021 году Министерство просвещения выделило деньги на погашение лизинговых платежей трансфертами в бюджеты областей.
Ранее для снижения нагрузки на местные исполнительные органы ведомство поставило перед собой задачу приобрести 515 школьных автобусов. Это количество сформировано на основе заявок заместителей акимов областей. В регионы уже поставлено 365 школьных автобусов, еще 150 планируется доставить в ближайшее время.
Технические требования к школьным автобусам в Казахстане регулируются приказом исполняющего обязанности министра по инвестициям и развитию от 26 марта 2015 года "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" (параграф три "Подготовка автобусов к осуществлению перевозок детей"), а также специальным ГОСТом –"Автобусы для перевозки детей. Общие технические требования".
В Комитете по охране прав детей отмечают, что школьные автобусы оборудованы детскими сидениями с ремнями безопасности, системой предотвращения оставления детей в салоне, аварийным выходом в задней части салона, наличием специальных огней, сигнализирующих о наличии детей и зажигание огней в процессе перевозки детей (проблесковые маячки и опознавательные знаки).
Производством школьных автобусов в Казахстане занимаются заводы Hyundai Trans Almaty (Алматы), QazTehna (Карагандинская область) и Daewoo Bus Kazakhstan (Абайская область). По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2022 году алматинский Hyundai Trans Kazakhstan выпустил 37,2 тысячи единиц транспортных средств всех видов, в Карагандинской области QazTehna произвел 568 автобусов, а Daewoo Bus Kazakhstan 210 единиц техники.