Казахстанцы уже не в первый год интересуются вопросом уровня локализации на отечественных заводах по производству транспортных средств. На площадке международной выставки Automechanika Astana редакции Autoreport удалось поговорить с руководителем управления автомобильной промышленности и сельскохозяйственной техники МИИР Русланом Хисамутдиновым о том, как государство стимулирует отечественных автопроизводителей устанавливать казахстанские автокомпоненты.
– Здравствуйте, Руслан. Расскажите пожалуйста, какой сейчас уровень локализации у автомобилей казахстанской сборки?
– Здравствуйте, Ербол. Средний уровень локализации или местного содержания тяжело назвать. Но, по имеющимся данным, у нас эти показатели составляют от 30% до 40%. Но тут еще надо по каждому производителю индивидуально смотреть. Все зависит от вида техники. К примеру, если это мелкоузловая сборка, то там и до 50% доходит уровень локализации.
– Государство как-то стимулирует автопроизводителей устанавливать казахстанские автокомпоненты?
– Конечно, мы ведем политику по увеличению локализации. В 2020 году мы ввели инструмент "Соглашение о промышленной сборке транспортных средств", в рамках которого предусмотрена бальная система. То есть если до этого производители ставили только оборудование по сварке и окраске, чтобы локализовать в Казахстане какую-то модель автомобиля, то сейчас мы уже говорим автопроизводителям, чтобы те ставили отечественные автокомпоненты.
– А что дает "Соглашение о промышленной сборке"?
– Производители получают налоговые и таможенные преференции. Для этого нужно заключать специнвестконтракт. Но сначала производители должны взять на себя обязательства в рамках соглашения о промсборке.
– А на сколько казахстанские производители автокомпонентов готовы работать с отечественными автомобильными заводами?
– Производителей автокомпонентов нужно делить на два уровня. Первый – это те, которые поставляют свои автокомпоненты на вторичный рынок, то есть для подержанных автомобилей. К примеру, аккумуляторы. Они не зависят от автопроизводителей. Им интересны автовладельцы, которым они продают аккумуляторы. И второй уровень – это те, кто работает уже с заводами и устанавливает свои автокомпоненты на новые машины отечественной сборки.
– Готово ли государство как-то стимулировать в Казахстане производство автокомпонентов?
– Тут каждому производителю автокомпонентов нужны разные меры господдержки, в зависимости от их уровня. Но мы уже включили производителей автокомпонентов в программу соглашения о промсборке. То есть теперь компании производители автокомпонентов если в Казахстане разместят свои заводы, то также получать налоговые и таможенные преференции. То есть даже иностранная компания может инвестировать в Казахстан, построить тут завод, заключить соглашение о промсборке и получить различные льготы от государства.