13.09.2023 17:30
7 мин.

В январе-июле 2023 года Казахстан импортировал почти столько же легковых машин, сколько за весь 2022 год

Причем объем экспорта легковых машин значительно ниже.

Ербол Казистаев
Фото: pixabay.com

В Казахстане растут объемы импорта новых транспортных средств, тогда как по экспорту наблюдается снижение. Рост количества ввезенных автомобилей в страну возможно обусловлен восстановлением логистических цепочек в конце 2022 года - начале 2023 года. 

Импорт новых машин в Казахстан

По данным Комитета государственных доходов, в 2022 году Казахстан импортировал 180 271 единиц транспортных средств, из них 152 824 легковых автомобилей, 27 447 грузовых машин и спецтехники. Причем в период с января по июнь 2023 года в страну завезено почти столько же транспортных средств, сколько и за весь прошлый год: всего импортировано 161 084 единиц, из них 135 185 легковых машин, а также 22 966 единиц грузовых автомобилей и спецтехники. 

Редакция AutoReport предполагает, что такой рост обусловлен восстановлением логистических цепочек. Дело в том, что в 2022 году после начала войны в Украине ряд иностранных компаний покинули российский, а впоследствии и казахстанский, рынки. Это стало причиной нарушения поставок импортных машин в Казахстан. Отечественным дилерам и дистрибьюторам пришлось изменить свой модельный ряд и найти новые пути для ввоза автомобилей. 

В апреле 2023 года генеральный директор группы компаний TERRA MOTORS Кирилл Шевченко рассказал редакции Autorerport, что в 2022 году казахстанский рынок покинула Mazda, а Nissan, Renoult, Volkswagen, Skoda – ушли уже официально в этом году.

"Некоторые бренды, конечно остались. Так например, Mitsubishi. Компания просто сменила дистрибуцию с России на Казахстан, а также достаточно оперативно изменили логистическую цепочку поставок. В результате у них сменился модельный ряд, и мы теперь получаем автомобили Mitsubishi по казахстанскому ценообразованию. Однако, и это немаловажно для наших клиентов, теперь предлагаемые модели ASX и Eclipse Cross – непосредственно японской сборки. А L200 традиционно собирается в Таиланде", – сообщил Кирилл Шевченко. 

Другим примером является популярная в Казахстане Toyota Camry. До 2022 года эти машины в страну поставлялись с российского завода в Санкт-Петербурге. В прошлом году Toyota покинула российский рынок, но не казахстанский. Поэтому поставки Toyota Camry в Казахстан возобновились только в 2023 году. Позже стало известно, что популярные седаны будут импортировать напрямую из Японии. Поставки возобновились только в апреле. 

Импорт запчастей в Казахстан

Автозапчасти в Казахстане классифицирующихся по кодам 8708, 8706, 8707 (запасные части для транспортных средств). За весь 2022 год в страну импортировано 80 940 тонн запчастей. В период с января по июнь 2023 года этот показатель составил 65 653 тонны. 

Ранее директор Astana Alliance Махмут Тохтиев рассказал редакции AutoReport, что запчасти для спецтехники из Китая подорожали на 20-25% из-за роста стоимости перевозок. Он добавил, что после начала войны в Украине стало сложнее поставлять автозапчасти в Россию из-за введенных санкций. В прошлом году россияне стали больше интересоваться автозапчастями из Китая, так как западные компании покинули местный рынок. 

Экспорт новых машин из Казахстана

В 2022 году Казахстан экспортировал в другие страны 7 584 единиц транспортных средств. Подавляющее количество из них – легковые машины (7 316 единиц). Также Казахстан экспортировал 268 единиц грузовых автомобилей и спецтехники. 

В январе-июне 2023 года объемы поставок грузовых машин и спецтехники в другие страны сохранились примерно на том же уровне – 199 единиц. Но значительно упали показатели экспорта легковых автомобилей – всего 57 единиц за полгода. 

Экспорт запчастей из Казахстана 

Стоит отметить и бурный рост экспорта запчастей в другие страны. Если за весь 2022 год из Казахстана вывезено 1 314 тонн запчастей, то за январь-июнь 2023 года этот показатель вырос в 33 раза – экспортировано 44 540 тонн запчастей. 

Ранее аналитики Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка подсчитали уровень серого импорта автомобилей в Казахстан. Оказалось, что в I квартале 2023 года он составил 10,9%. Для сравнения, по итогам прошлого года этот показатель был несколько выше – 11,6%