19.04.2023 14:11
0 мин.

Экс-советник министра энергетики прогнозирует рост цен на топливо

Со временем Казахстан перестанет сдерживать предельные цены на топливо, считает эксперт.

Ербол Казистаев
Фото: KazInform

В апреле 2023 года вступили в силу новые предельные розничные цены на бензин АИ-92, АИ-93 и дизель. В Правительстве объяснили это стремлением снизить ценовую разницу с соседними странами, где топливо стоит на порядок дороже. В беседе с редакцией Autoreport ведущий авторской программы "Байдильдинов. Нефть" и экс-советник министра энергетики Олжас Байдильдинов рассказал о состоянии топливного рынка Казахстана, а также дал прогнозы на цены на бензин и дизель в стране. 

– Здравствуйте, Олжас. Как вы считаете, после повышения предельных цен на бензин и дизель Казахстан ликвидировал риски возникновения дефицита топлива?

– Здравствуйте, Ербол. Повышение предельных розничных цен не уберет дисбаланс цен с соседними странами и не ликвидирует дефицит дизельного топлива, который есть в Казахстане. В этом году мы произведем 5-5,2 млн тонн дизеля. С 2017 году мы действительно начали покрывать свои потребности. Но, во-первых, выросли объемы потребления. А, во-вторых, растут объемы вывоза топлива из страны. Официальный экспорт топлива запрещен, но это не значит, что нет контрабанды или люди не вывозят бензин и дизель в расширенных баках грузовых автомобилей.

– То есть нам пока не удалось выровнять цены на топливо с соседними странами. Стоит ли ожидать еще повышения предельных цен в ближайшие годы? 

– Нынешнее повышение является первым шагом к выравниванию цен на топливо. Думаю, цены еще вырастут до 250 тенге за литр АИ-92, 300 тенге за АИ-95, 350 тенге за дизель, сжиженный газ за 170 тенге. Мы придем к этим ценам при текущем курсе тенге. Подчеркну, что курс нацвалюты это самый главный фактор в росте цен на топливо.

– В таком случае, стоит ли ожидать, что Правительство в какой-то момент объявит, что больше не будет регулировать цены на топливо? Или же пока таких планов нет?

– Правительству нужно сделать шаги, чтобы в будущем не регулировать предельные цены на топливо. Но те меры, которые реализуют или планируют власти, говорят о том, что контроль за ценами будет сохраняться. Сейчас введены оптовые цены на нефтепродукты, есть предельные розничные цены. Если АЗС какие-то не укладываются в эти предельные цены, то, естественно, они эти нефтепродукты перестают продавать, так как им это не выгодно. Это при условии, что АЗС не занимаются серым экспортом. Особенно это касается каких-то отдаленных АЗС. Также Правительство хочет регулировать предельную цену на сырую нефть. То есть контроль пока будет сохраняться. Но мы в будущем придем в рыночным ценам.

– То есть риски возникновения дефицита топлива остаются? Стоит ли нам опасаться этого в ближайшее время?

– Думаю, через некоторое время у нас снова будет дефицит дизеля и бензина. Так как сейчас мощности по переработке работают на пределе своих возможностей, НПЗ загружены почти на 100%. И как мы уже наблюдали, любая поломка на нефтеперерабатывающих заводах приводит к дефициту. И этот дефицит с каждым разом будет все сильнее, так как внутреннее потребление растет, вывоз топлива продолжается.

– Недавно в Правительстве объявили, что мощности Шымкентского НПЗ увеличат до 12 тысяч тонн в год. Это как-то поможет нам избежать дефицита?

– Завершение расширения Шымкентского НПЗ ожидается лишь к 2030 году. То есть до этого времени мы по-прежнему будем зависеть от импорта дизеля. Мы в год импортируем примерно 800 тысяч тонн дизеля из России ,где цены на 40-50% выше.

– Правительство никак не регулирует цены на бензин АИ-95. Стоит ли нам ожидать роста цен на АИ-95 в этом году?

– Да, АИ-95 также будет расти в этом году. Это все-таки производная от АИ-92 плюс октаноповышающие компоненты. Они производятся в Казахстане. Думаю, цены вырастут до 240-250 тенге, может быть чуть ниже. Но это в любом случае будет постепенно. Но и это будет больше регулироваться рынком. Возможно, кто-то будет недоволен ростом цен на АИ-95 и перейдет на АИ-92. Тогда возможно не нужно будет столько 95-ого бензина на рынке. Но это нужно будет смотреть по ситуации, как она будет складываться.