27.12.2023 12:49
14 мин.

Локализация, электромобили и китайские бренды – эксперты подвели итоги 2023 года

Также эксперты поделились ожиданиями от 2024 года в автомобильной отрасли Казахстана.

Ербол Казистаев
Фото: DALL-E

Уходящий 2023 год для автомобильной отрасли Казахстана можно считать действительно рекордным и прорывным. Отечественный рынок отметился ростом производства, началом строительства ряда заводов, увеличением продаж, в том числе и китайских автомобилей, а также актуальным стал вопрос – справится ли электромобиль с казахстанским климатом? Ведь в стране заметно выросло количество зарегистрированных электрокаров, а также на отечественный рынок выходят китайские бренды, предлагающие автомобили на новых источниках энергии.

Продажи

Для начала хотелось бы отметить значительный рост импорта новых и подержанных легковых автомобилей в Казахстан. Если за январь-ноябрь 2022 года в страну ввезено 46,2 тысячи машин, то в этом – 136,5 тысяч. Редакция AutoReport связывает это с отложенным спросом. Ведь в 2022 году казахстанские автомобильные компании испытывали проблемы с поставками новых машин и комплектующих из-за войны в Украине, после начала которой западные компании покинули российский рынок. Это заставило казахстанских импортеров переформатировать цепочки поставок, а также пересмотреть модельную линейку автомобилей.

Несмотря на рост импорта, автомобили отечественного производства по-прежнему пользуются большим спросом в Казахстане. С января по ноябрь 2023 года официальные дилеры реализовали почти 175,3 тысячи новых транспортных средств, что на 59% больше нежели за аналогичный период прошлого года. Лидерами продаж стали Chevrolet, Hyundai и Kia.

В беседе с редакцией AutoReport директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян заявил, что уходящий 2023 год завершается на уровне самых оптимистичных прогнозов. По его словам, есть реальные шансы завершить год с результатом на уровне 200 тысяч проданных новых автомобилей.

Он считает, что отечественные автопроизводители с высокой вероятностью завершат год с результатом на уровне 160 тысяч единиц выпущенной техники. Соответственно, по итогам года можно ожидать рост продаж на 60% и производства – на 40% по отношению к результатам прошлого года.

"Начавшаяся в конце 2022 года тенденция по стабилизации цен продолжилась в этом году: планирование и сам процесс покупки автомобиля стали более комфортны для потребителя, благодаря отсутствию ценовой волатильности, сокращению сроков ожидания и наличию привлекательных финансовых инструментов", – заявил Артур Мискарян.

Главный редактор журнала "За рулем" Алексей Алексеев отметил рост присутствия китайских брендов на казахстанском автомобильном рынке. Он считает, что, по итогам 2023 года, сразу несколько китайских брендов займут места в топ-10 по уровню продаж в Казахстане.

Алексей Алексеев также отметил официальный выход на казахстанский рынок китайских компаний с моделями автомобилей на электрических двигателях– Zeekr и BYD. В свою очередь, Артур Мискарян выделил премиальные китайские автомобили Hongqi.

Производство

Собеседники AutoReport сошлись во мнении, что немаловажным итогом 2023 года является увеличение локализации, а также строительства сразу трех заводов – Kia в Костанае, Astana Motors Manufacturing Kazakhstan и Orbis Manufacturing (оба в Алматы).

В Костанае будут выпускать корейские автомобили Kia. Завершение строительных работ ожидается в 2024 году, после чего начнется установка необходимого оборудования. Проектная мощность завода составит 70 тысяч автомобилей в год. А вот предприятие Astana Motors Manufacturing Kazakhstan является тем самым мультибрендовым заводом от Astana Motors, где наладят производство Chery, Haval, Changan. Запуск двух предприятий ожидается в 2025 году.

По поводу третьего предприятия известно меньше всего. В мае 2023 года Orbis Kazakhstan объявил о планах по строительству завода Orbis Manufacturing, где будут выпускать автомобили Exeed. Однако мы не нашли информации о старте строительства завода на информационных площадках компании. А в самом Orbis Auto проигнорировали соответствующий запрос редакции AutoReport.

Артур Мискарян также отметил старт производства китайских автомобилей Jetour на заводе в городе Костанай весной этого года. А в ноябре Jetour International и Allur подписали соглашение о расширении промышленной кооперации. С начала 2024 года ожидается, что автомобили Jetour будут выпускать мелкоузловым способом, а также начнут устанавливать туда казахстанские автокомпоненты.

Редакция AutoReport также отмечает подписание соглашения между казахстанской компанией Allur и германской Volkswagen Group, которое подразумевает начало производства автомобилей Skoda в Казахстане. Старт выпуска машин ожидается в 2024 году.

Ожидания от 2024 года

Эксперты считают, что в 2024 году казахстанцы получат большее разнообразие доступных моделей автомобилей. Артур Мискарян также ожидает расширение возможностей для онлайн-покупок машин.

"В 2024 году рынок продолжит рост, темпы которого предстоит оценить по итогам I квартала. Для потребителей в будущем году стоит ожидать растущего разнообразия брендов и моделей, а также расширения возможностей для онлайн-покупок", – говорит Артур Мискарян.

Алексей Алексеев прогнозирует появление еще двух-трех китайских брендов на казахстанском рынке.

"Я думаю, что продолжится тренд в пользу увеличения доли продаж китайских автобрендов. Откроются новые дилерские центры, также в Казахстане появится еще два-три новых китайских бренда", – заявил Алексей Алексеев.

Ранее редакция AutoReport попросила ChatGPT подвести итоги 2023 года в автомобильной отрасли Казахстана. Искусственный интеллект выделил рост продаж и производства, расширение платных участков дорог, обновление автобусного парка, а также выход на отечественный рынок китайского бренда BYD.