09.10.2023 16:11
12 мин.

В ближайшие два года в мире появятся летающие такси

Автомобильный дизайнер Фрэнк Стивенсон рассказал, как разработал кроссовер BMW X5 и о работе надо летающим такси.

Ербол Казистаев
Фото: NobelFest

На прошедшем в Астане NobelFest один из самых влиятельных дизайнеров автомобилей в мире, создатель дизайна Mini Cooper, BMW X5, Ferrari F430, Maserati и основатель Frank Stephenson Design (FSD) Фрэнк Стивенсон рассказал о своей работе над популярными моделями автомобилей и над проектом летающих такси.

Когда речь заходит об автомобилях, мы часто видим, как люди затрагивают их негативный аспект, а именно – их влияние на окружающую среду. Но я сохраняю оптимизм, у меня есть видение, как мы можем изменить автомобильную отрасль.

И я хочу вам кратко представить свое прошлое, что я делал последние 30 лет с тех пор, как я закончил университет. У меня американский акцент, но большую часть жизни я прожил в Европе. Я вырос в Марокко в Касабланке, затем переехал в Стамбул, будучи подростком. В 22 года я решил поехать учиться в университет. Тогда я думал, что слишком поздно начинать изучать дизайн, но, наверное, это был самый правильный возраст, потому что я уже смог серьезно относиться к тому, что изучал.

Я точно знал, что хочу стать дизайнером, поэтому поехал в Калифорнию в США. Там очень хороший университет, это было очень важно, ведь когда начинаете свои занятия, необходимо выбрать самое лучшее учебное заведение, которое возможно. И вот в моем случае, так и произошло. В сфере дизайна не было ничего круче этого университета. Частично мое обучение оплачивала компания Ford. Поэтому я работал на них в течение пяти лет после окончания университета.

Как разрабатывали BMW X5

Позже я захотел работать на более престижный бренд, на бренд, с дизайнерской точки зрения, более высокого ранга. И я переехал в Мюнхен, занимался кроссоверами различными. К примеру, BMW X5. Это первая модель SUV в мире, которая появились на рынке.

В мире аналогов не было, и именно BMW была той компанией, который создала этот тренд. BMW X5 пользовался огромной популярностью, это семейная машина, и в то же время ее воспринимали как автомобиль представительского класса.

Хотел бы рассказать очень интересную историю по поводу этой машины, для BMW это был эксперимент на самом деле. Они не знали, выгорит, не выгорит, пойдет, не пойдет, и когда они разрабатывали именно этот автомобиль, то установки были такие: послушайте ваше сердце. И у меня было всего шесть недель. Нужно было не просто разработать дизайн, а обычно это занимает гораздо больше времени, нужно еще и разработать полностью всю внутреннюю начинку автомобиля. Прежде чем выступить перед руководством компании и рассказать о данной машине, мы были вынуждены работать 24 часа в день, в течение семи дней в неделю. Нам пришлось работать в Турине в Италии по выходным, потому что в Германии это запрещено.

В течение шести недель у нас был следующий график: мы работали в Мюнхене в будни, прыгали в самолет и летели на выходные в Турин. Там был промышленный цех и жилые комнаты. Вот так в непрерывном режиме на производстве мы разрабатывали BMW X5.

За многие годы работы на BMW мы разработали X5 и Mini Cooper. Я очень горжусь этими автомобилями.

Работа в Fiat

После разработки BMW X5 и Mini Cooper мне периодически стали приходить различные предложения о работе. Но тогда я жил в Мюнхене, хорошо говорил на немецком и чувствовал там себя как дома. Мне было комфортно.

Однажды мне позвонила одна дама и сказала, что не может сказать, какую компанию она представляет, но хочет предложить хорошую позицию у какого-то автопроизводителя в Италии. Она пригласила меня на интервью в Турин. Я подумал, возможно, это Fiat. Тогда это была самая популярная автомобильная компания из Италии.

Честно говоря, меня не вдохновила идея работать на Fiat, но я все равно поехал в Турин на интервью. Это действительно были они, мы пообедали в хорошем ресторане, я рассказал о своих идеях и языке дизайна. Но то, что произошло потом, я помню, будто это было вчера. Представители Fiat мне сказали, что я подхожу им, и они хотят, чтобы я стал директором дизайна Ferrari и Maserati. Я в этот момент ел тирамису, оно буквально вылетело изо рта. Я был в шоке. Но тогда это не было так смешно.   

Я подумал, это же Fiat, причем тут вообще Ferrari и Maserati. Потом я узнал, что Fiat это огромный автомобильный концерн, которому принадлежат и Ferrari, и Maserati, и Alfa Romeo.

Тогда у Ferrari и Maserati не было своего дизайнера. Этим занимались аутсорсинговые компании. Я просто не мог отказаться от такого предложения. Я не задавал лишних вопросов, а просто сказал "да" и пошел работать к ним.

Тогда я испытал очень странное чувство. Я подумал, что будет, если я потерплю фиаско, что будет, если что-то пойдет не так. Но в любом случае, я принял решение и начал работу. Представьте себе, если бы я что-то не так сделал, то, что было бы вообще с моей карьерой. Но уверяю вас, у нас у каждого есть такие поворотные моменты, которые определяют наше будущее. И поэтому не нужно бояться.

Потом меня направили непосредственно Fiat, который тогда уже доживал свои последние дни. Там я разработал Fiat 500. Очень быстро эта модель стала пользоваться огромной популярностью. И за 10 месяцев буквально мы ее создали, обычно гораздо больше уходит времени.

Летающее такси

После Fiat я 10 лет работал в McLaren Automotive, после чего в 2017 году решил уйти в отставку. Позже ко мне поступило предложение от германской компании, которая расположена в Мюнхене. И эта компания продолжает оставаться лидирующей в области мобильности и путешествий. Может звучать как что-то из разряда фантастики, но поверьте мне, в течение двух лет у вас у всех будет возможность при помощи приложения заказать летающее такси, которое доставит вас в любую точку города в самое короткое время.

Вы можете подумать, это невозможно, но мы уже проводим лабораторное исследование. Мы уже на пороге сертификации летающих такси. Думаю, это произойдет в 2024 году.

Я не хочу говорить летающий автомобиль, но это будет электрически вертикальный взлет, выглядит будет приблизительно как самолет. И почему они выглядят так, потому что это новая индустрия. Так вот, это то, что мы представляли себе в детстве, когда смотрели на мультфильмы, когда семья отправлялась в полет, в гостиницу, из одного города в другой. Это может звучать чисто фантастически, в детстве мы думали, что это никогда не произойдет, но это происходит.

И вы сможете через два года воспользоваться этим такси. Может быть не в Астане, но в других крупных городах в мире. В течение ближайшего десятилетия, когда все уже привыкнут к этому виду транспорта, у нас будет возможность путешествовать на короткой дистанции где-то в пределах 200 километров. Причем скорость будет серьезная – до 300 километров в час.

Вы можете подумать, что будет так же дорого, как на вертолете полететь. Нет, цена будет такая же, как у обычного такси. Почему – потому что, транспорт будет работать на электричестве, не будет никакого двигателя внутреннего сгорания, никакого топлива, водитель на самом деле ничего не делает, он просто там присутствует для того, чтобы убедиться в том, что люди, которые сидят у него за спиной – не боятся, потому что вы поднимаетесь на тысячу метров очень быстро и потом садитесь. Там нет никаких особых усилий, которых необходимо предпринимать водителю, поэтому я вас уверяю в том, что это абсолютно безопасно. В ближайшие 10-15 лет это станет такой обычной, рутинной вещью, и я вас уверяю, что они очень эффективно летают.

Но так чисто внешне – на что похож самолет? На сосиску с крыльями. А мы решили, что для летающего такси нам нужна форма рыбки, потому что рыбы обладают отличной гидродинамикой, отличной способностью к ориентированию в водной среде.

Интерьер будет очень удобным. Там поместятся шесть-семь пассажиров. Также будут установлены большие окна, так как в кабине не будет проблем с давлением. Пилот будет сидеть отдельно, чтобы его никто не отвлекал. Всего я разработал три дизайна.

Если хотите увидеть летающее такси в деле, то можете поехать в Дубай в ноябре 2023 года. Там будет специальная выставка, где мы продемонстрируем наши разработки. К тому же в 2024 году летающие такси будут перевозить спортсменов на Паралимпийских играх в Париже.

И теперь поговорим о будущей мобильности. Оно в небе. Это дешевый и безопасный способ передвижения, который нам нужен. Но чтобы путешествовать таким образом нужно проработать ряд недостатков. Летающие такси не должны создавать много шума. К примеру, самолеты, они находятся высоко в небе, но мы все равно слышим шум, и чтобы получить сертификат, самолет может производить шум не больше 65 децибел. Уже есть специальные системы, которые подавляют шумы летающих аппаратов.

Также встает вопрос выбросов в окружающую среду. Ведь аккумуляторы не безопасны для экологии и совсем не полезны для Земли. Поэтому следующий шаг – это создать новые технологии на водороде или синтетическом топливе, чтобы оно действительно было безопасным для экологии. Еще одной сложностью видится отсутствие специальных взлетно-посадочных полос. Мы планируем использовать крыши домов и терминалы аэропортов.