В 2023 году в Казахстане дилеры продали 198 686 новых транспортных средств. Это на 60,2% больше, чем в 2022 году. Это лучший результат за всю историю независимого Казахстана. Что касается производства, то в 2023 году в стране выпущено 148 885 машин, что на 30,2% больше, чем в 2022 году.
Редакция AutoReport поговорила с президентом Казахстанского автомобильного союза Анар Макашевой об итогах года в автомобильной отрасли в стране, прогнозах на 2024 год, а также о тенденциях на казахстанском рынке.
– Анар Жанаровна, здравствуйте. В 2022 году казахстанские автомобильные компании столкнулись с дефицитом новых машин и комплектующих из-за прекращения поставок на отечественный рынок. Скажите пожалуйста, решена ли эта проблема в 2023 году в полной мере?
– Здравствуйте. Вообще дефицит автомобилей в Казахстане был с 2019 по 2022 годы. В первую очередь, это является последствием пандемии коронавируса. Компании не могли просто поставлять новые машины или комплектующие в другие страны, так как границы были закрыты. При этом каждая страна по-своему выходила из карантина. Поэтому большому количеству компаний пришлось менять поставщиков. К примеру, до пандемии при производстве автомобиля устанавливали чип из Тайваня, но потом стали устанавливать чип из Малайзии.
Этот процесс был очень долгим. И он характерен для всего мира, не только для Казахстана. В последние несколько лет производители переформатировали цепочки поставок для своевременной поставки автомобилей потребителям, чтобы не было дефицита.
– Как вы считаете, казахстанские дилеры и производители справились с этой задачей? С чем связан такой рост продаж новых машин?
– Рост продаж на уровне более 60% по сравнению с 2022 годом связан с отложенным спросом. То есть в предыдущие годы на рынке наблюдался дефицит новых машин. И этот спрос мы смогли удовлетворить уже в прошлом году.
– То есть нам стоит ожидать замедления роста казахстанского рынка?
– Нет. Я считаю, что казахстанский автопарк не насыщен. У нас в стране насчитывается порядка 220 автомобилей на тысячу человек. В развитых странах этот показатель превышает 400–500 автомашин. К тому же наш автопарк старый, порядка 50% транспортных средств в стране нуждаются в обновлении.
Дальнейший рост казахстанского рынка зависит от нескольких факторов. В первую очередь, это покупательская способность граждан. Во-вторых, важную роль играет эффективная деятельность дилеров и дистрибьюторов. Например, при разработке различных специальных предложений и акций для казахстанских потребителей мы будем наблюдать дальнейший роста рынка.
– Несмотря на рекордные показатели продаж в 2023 году, средний возраст автомобиля в Казахстане все же вырос. Это связано с легализацией или были еще какие-то факторы?
– Да, это все связано с легализацией. До этого темпы обновления автопарка страны шли достаточно быстрыми темпами. Но вот в 2023 году в Казахстане легализовали более 304 тысяч автомобилей, многие из которых старше 15 лет.
Я думаю, что, если в этом или следующем году снова не объявят новую легализацию, мы будем продолжать активное обновление автопарка страны.
– Как вы считаете, сколько в 2024 году дилеры продадут новых автомобилей?
– Я думаю, авторынок превысит показатель в 200 тысяч новых машин. Повторюсь, автопарк не насыщен и устарел, поэтому нам есть куда расти.
Кстати, сейчас обсуждается вопрос об ужесточении правил оценки заемщика. Это правильная инициатива для снижения уровня закредитованности граждан. Однако, в части залогового займа, мне кажется, рисков гораздо меньше, как для казахстанцев, так и для страны в целом.
К примеру, казахстанец приобрел автомобиль в кредит. Он ведь эту машину ставит как залог. И если у него нет возможности обслуживать свой заем, то он всегда может продать этот автомобиль и закрыть кредит.
– Хотелось бы поговорить о стоимости новых автомобилей в Казахстане. В декабре 2023 года Казахстанский автомобильный союз сообщил о снижении средней цены на машины. Это средний ценник в дилерском центре или средний чек при покупке автомашины?
– Это средняя цена реализованных автомобилей.
– Какие факторы повлияли на снижение цен?
– Во-первых, как я говорила ранее, это различные специальные предложения и акции от дилеров. Во-вторых, выход из пандемийного кризиса тоже оказал положительное влияние.
Эту работу производители начали несколько лет назад. В 2023 году мы увидели результат.
– А что будет с ценами в 2024 году?
– Я думаю, что цены на автомобили, которые уже официально представлены в Казахстане, останутся прежними. Но в 2024 году ожидается немало интересных новинок. Они, возможно, будут дороже. Поэтому средняя цена может вырасти.
К примеру, в 2024 году в Казахстане будет больше моделей электромобилей и гибридов. А они всегда дороже машин с ДВС.
– Производители не раз заявляли, что при увеличении локализации стоимость автомобилей будет падать. Не могли бы вы привести примеры?
– Нужно понимать, что отечественные автопроизводители проводят большую работу в части локализации. С каждым годом у нас все больше моделей автомобилей, которые выпускаются мелкоузловым способом со сваркой и окраской. К тому же отечественные заводы начинают развивать производство автокомпонентов, что скажется на конечной стоимости. Дешевле комплектующие купить в Казахстане, нежели привозить из-за границы.
К примеру, установка мультимедиа казахстанского производства снизит конечную стоимость машины отечественной сборки на 100-150 долларов (от 45,2 до 67,8 тысяч тенге).
– Хотел подробнее узнать о комплектующих. Может ли казахстанский автопроизводитель самостоятельно начать устанавливать отечественные автокомпоненты?
– Нет, так делать нельзя. Все это согласуется с брендодержателем. Бренду важны безопасность и качество. Поэтому любая деталь, устанавливаемая в автомобиль, должна пройти процесс сертификации, тестирования и согласования.
– Если все официальные цены согласуются с брендодержателем, то как казахстанским серым импортерам удается привозить в страну автомобили, которые на порядок дешевле местных?
– Нужно понимать, что комплектации автомобилей разные и зависят от региональных особенностей. К примеру, в ОАЭ гораздо теплее нежели в Казахстане, поэтому для местных машин не нужна печка. То же и с другими автокомпонентами, их разрабатывают, основываясь на особенностях того или иного региона.
Кроме того, любой автомобиль, продающийся в Казахстане, должен соответствовать техническому регламенту. Например, транспортное средство должно быть с левосторонним рулём, иметь экологический класс не ниже Евро-5 и оборудовано не менее чем двумя подушками безопасности. В противном случае вы не сможете зарегистрировать автомобиль. Таким образом, если серый импортер ввезет в страну автомобиль, соответствующий техническому регламенту и имеющий те же характеристики и комплектацию, что и транспортные средства у официальных дилеров, то его стоимость не будет отличаться от цены автомобилей, предлагаемых в дилерских центрах.
– А если мы говорим не об обязательных требованиях? Наверняка вы видели комментарии автолюбителей, которые готовы отказаться от каких-то функций в автомобиле ради низкой цены. К примеру, от подогрева сидений.
– Официальные дилеры на постоянной основе изучают потребительские предпочтения казахстанцев. И тот же подогрев сидений – крайне важная опция. Дилеры понимают, что если не устанавливать эту функцию, то ее позже будут ставить кустарно. Зачастую это не безопасно, к тому же такая установка может повредить работе всего автомобиля.
– А как вообще мировые тренды влияют на казахстанский автомобильный рынок? Какие тренды вы отмечаете?
– Многие страны присоединились к Парижскому соглашению, по которому они обязуются снижать выбросы и стремиться к углеродной нейтральности. Теперь ряд производителей переформатируют собственное производство согласно этим обязательствам. Комплектации авто будут более экологичными (в т. ч. гибриды и электромобили).
Еще одним трендом я бы отметила рост продаж китайских автомобилей. Это наблюдается во всем мире. Китайские компании знают свою нишу и готовы предложить покупателям выгодные условия. К примеру, у многих брендов гарантия выдается на два года или 50 тысяч километров, китайцы готовы предоставить ее на пять лет или 150 тысяч километров, что наступит первым.
– Заметил, что китайские компании и в Казахстане, и в России в основном представлены кроссоверами. Это какая-то договоренность с местными компаниями или же осознание, что с бюджетными седанами в Казахстане сложно конкурировать?
– Я думаю, этот вопрос лучше задать китайским автопроизводителям. Но, на мой взгляд, ситуация следующая. Около 50% продаж новых автомобилей в Казахстане и более 60% в России – это кроссоверы и внедорожники. B- и C-сегменты занимают 35% от всех продаж новых автомобилей в Казахстане. Поэтому китайские компании заходят на наши рынки с кроссоверами и внедорожниками, их задача завоевать именно эту нишу.