04.04.2023 12:45
0 мин.

Аналитики посчитали уровень серого импорта в Казахстане

Каждый десятый автомобиль, прошедший первичную регистрацию в Казахстане, ввезен по серому импорту.

Ербол Казистаев
Фото: Autonews.ru

По данным Агентства по анализу и мониторингу авторынка, в 2022 году первичную регистрацию в Казахстане прошли 139,6 тысяч автомобилей возрастом не старше двух лет. Это на 7,35% больше чем в 2021 году. 

В пятерку наиболее востребованных брендов вошли Chevrolet – 34,6 тысяч (+17,2% по сравнению с 2021 годом), Hyundai – 31 тысяч (+27,7%), KIA – 16 тысяч (+48,4%), Toyota – 13 тысяч (-21,7%) и LADA – 7,9 тыс. (-14,9%). На эти пять брендов приходится 73,4% рынка. 

В рейтинге наиболее популярных моделей за прошедший год произошли заметные изменения. В частности, из ТОП-10 выбыли модели Hyundai Accent и  KIA Rio, поставки машинокомплектов для них осуществлялись с российского завода. То же касается VW Polo и Toyota RAV4, а также модели Camry, которая сместилась с четвёртой на шестую строку рейтинга. Часть из почти 3,5 тысяч зарегистрированных Camry была продана из складских остатков официальных дилеров, а часть – поставлена с зарубежных рынков серыми дилерами и частными лицами.

Несмотря на выбытие из ТОП-10 модели RAV4, спрос на кроссоверы данного ценового сегмента остаётся устойчивым – в десятку популярных моделей вошли Tucson и Sportage, локализованные на казахстанских заводах в Алматы и Костанае.

"В прошедшем году казахстанский авторынок находился под воздействием таких факторов, как дефицит автомобилей на мировом рынке, существенное сокращение поставок из России, а также задержки грузов со стороны КНР", – говорится в отчете Агентства мониторинга и анализа авторынка. 

Серый импорт

Доля серого импорта в 2022 году составила 11,6%, что немного выше показателей 2021 года – 11,1%. В Агентстве отмечают, что в понятие "серый импорт" они включают автомобили, ввезенные физическими лицами или поставщиками, не имеющими с брендами дистрибьюторских или дилерских контрактов. Все эти машины ввезены в страну официально с уплатой всех пошлин и плажей. 

"Наиболее существенная доля серого импорта приходится на автомобили марки Toyota – это 26,6% от зарегистрированных авто данного бренда. Как правило, серые дилеры и частные лица завозят в Казахстан автомобили, адаптированные для рынков стран Персидского залива", – добавили в агентстве. 

Гендерная структура 

В 2022 году женщины приобрели примерно такое же количество автомобилей, как и в 2021 году (38,8 и 38,2 тысяч соответственно), их доля в общем объеме уменьшилась. В свою очередь мужчины приобрели практически на 10 тысяч автомобилей больше: 78,9 и 69,5 тысяч соответственно. 

Что касается модельных предпочтений, то следует отметить, что практически в три раза (3 049 и 1 037 машин) выросли покупки Tucson представительницами прекрасного пола. Тем самым отчасти компенсировав выпадение из первой десятки RAV4, который по итогам 2021 года занимал шестое место (1 767 машин) в ряду женских предпочтений. У мужчин же произошла двойная рокировка. Поменялись местами Hyundai и Chevrolet, которые занимал первые две строчки рейтинга 2021 года, а также Toyota и KIA располагавшиеся на третьей и четвертой позициях.