В Казахстане принят закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации дорожного движения", который будет регулировать правила дорожного движения для электросамокатов. В частности, максимальная скорость движения электросамокатов не должна превышать 25 километров в час, но только по велодорожкам и на проезжей части. На пешеходных тротуарах скорость должна быть не больше шести километров в час.
Редакция AutoReport поговорила с руководителем по внешним связям кикшеринговой компании Whoosh Даниилом Капцаном о нововведениях, инфраструктуре и культуре вождения электросамокатчиков.
– Здравствуйте, Даниил. Как вы оцениваете вводимые в Казахстане ПДД и законы относительно электросамокатов?
– Здравствуйте, Ербол. Электросамокат, как и любой другой транспорт, должен обладать правовым статусом. Обновление правил – важный процесс, призванный обеспечить комфорт и безопасность не только самокатчиков, но и пешеходов и автомобилистов. Практика в соседних странах, например, в Беларуси и России, где уже вступили в силу новые ПДД, учитывающие электросамокаты, показывает, что с появлением четких правил дорожного движения всем горожанам на улицах и дорогах легче сосуществовать. Мы поддерживаем подобные инициативы властей – они своевременны и актуальны.
Однако в Казахстане подписанный закон в существующий редакции не отвечает интересам всех граждан и, с нашей точки зрения, он должен быть доработан. Мы обсудили риски, связанные со вступлением закона в силу, на круглом столе “Микромобильность и безопасность: как обеспечить комфорт для всех?”, который прошел 27 июня в Алматы. Эксперты, включая представителей Управления городской мобильности города Алматы и Национальной палаты предпринимателей “Атамекен”, пришли к выводу, что законопроект необходимо доработать и рассмотреть вопрос комплексно, с привлечением специалистов и экспертов, в том числе профильных ведомств по транспортной политике.
– А чего именно не хватает новому закону?
– Закон не учитывает транспортную составляющую электросамоката, что ставит под вопрос существование самой индустрии кикшеринга: горожанам транспорт, движущийся со скоростью пешехода, не нужен. Кроме того, не учитывается техническая развитость кикшеринга: мы можем ограничивать технически скорость всех устройств, вводить так называемые медленные зоны – как временные, например, в часы пик, так и постоянные. Если шеринговые компании покинут рынок, горожане купят себе индивидуальные устройства, которые централизованно никто контролировать не сможет.
Также в законе не учитывается, что самокат в потоке машин – слепое пятно для автомобилиста. Перемещая самокат на проезжую часть, государство не только рискует жизнью и здоровьем самокатчика, но и вынудит водителей автотранспорта нести ответственность, в том числе уголовную, за ДТП с участием самоката на проезжей части. По статистике происшествий, уже сегодня проезжая часть – самое опасное для самокатчика место, несложно догадаться, что будет, когда закон вступит в силу.
Однако мы уверены, что эти несколько спорных пунктов в законе можно адаптировать с помощью экспертизы профильных экспертов и институций, занятых разработкой правил дорожного движения.
– А что еще можно сделать для повышения безопасности, кроме введения закона?
– Мы считаем, что одного регулирования недостаточно – нужно развивать городскую инфраструктуру микромобильности. Ведь именно инфраструктура позволяет разводить потоки участников дорожного движения, а значит напрямую влиять на снижение аварийности и учитывать интересы каждого. На данный момент велоинфраструктура в Алматы и Астане в полной мере не отвечает потребностями пользователей средств индивидуальной мобильности: велодорожек до сих пор не так много, они связывают не все городские районы.
– Сколько парковок для электросамокатов в Алматы? Сколько в Астане? Планируется ли увеличение их количества?
– В вопросе частоты расположения парковок мы опираемся на аналитические данные. Парковка – начальная и конечная точка любого маршрута. Большее количество парковок – это увеличенный трафик между ними. В первую очередь мы оцениваем пешеходный трафик, его направление и возможные изменения в будущем. Также мы учитываем градостроительные стандарты: размещаем парковки там, где они будут наиболее востребованы. На специальных тепловых картах мы видим места скопления самокатов, сопоставляем их с точками притяжения и интереса граждан (кафе, торговые центры, офисы, вузы) и принимаем решение об установке новой парковки. Сегодня в Алматы – около тысячи парковок для электросамокатов, в том числе парковки от города с разметкой на асфальте; в Астане – 1 600 парковок.
– Хотелось бы поговорить о культуре вождения электросамокатчиков, ведь этот аспект зачастую вызывает негодования у пешеходов. Что делает Whoosh для повышения культуры вождения электросамокатчиков?
– Для повышения культуры вождения мы реализуем просветительские проекты в партнерстве акиматом города Алматы, Управлением городской мобильности и Управлением административной полиции. Ежегодно мы проводим Школу вождения во всех городах присутствия Whoosh. Это наша социальная инициатива по обучению правилам и этике вождения электросамокатов в онлайн- и офлайн-форматах. Она направлена на популяризацию соблюдения ПДД в поездках на электросамокатах, а также принципов этичного вождения и взаимного уважения на улицах города. Кроме того, при регистрации в приложении сервиса пользователь проходит краткое обучение основным правилам дорожного движения.
– Как решить проблему с брошенными посреди тротуара самокатами?
– В нашей компании работают специальные сервисные команды, которые курируют парковки в подответственном районе: расставляют самокаты ровно, убирают их с проходов и проездов. Разумеется, мы работаем и с пользователями, призывая их быть аккуратными и оставлять самокат так, чтобы он никому не мешал. В рамках соглашения с акиматами мы уже принимали участие в развитии инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности и наносили разметку для парковки электросамокатов – так пользователям проще ориентироваться на улице и поместить самокат в зону, в которой он никому не помешает.
Поездку на самокате Whoosh можно завершить только на виртуальной парковке, отмеченной на карте в приложении. Все места размещения самокатов выбраны так, чтобы размещенные на ней устройства не мешали пешеходам и автомобилистам. Вне парковки самокат оставить нельзя.
Ранее в акимате Алматы прогнозировали рост количества ДТП с участием электросамокатов. В Управлении городской мобильности полагают, что новые правила езды на электросамокатах не отвечают интересам горожан, а ограничение максимальной скорости по тротуару в шесть километров в час – излишним.