04.07.2023 11:46
10 мин.

Казахстанские предприятия машиностроения испытывают сложности со сбытом продукции

Заместитель директора исполнительной дирекции Союза машиностроителей Казахстана Жанибек Даринов рассказал о развитии машиностроения в стране.

Ербол Казистаев
Фото: AutoReport

Казахстан ставит перед собой задачу дифференцировать экономику и увеличить долю производства отечественного машиностроения в ближайшие годы. Для этого в стране действуют различные меры поддержки, в результате чего в 2022 году объем производства в машиностроении в Казахстане составил 3,1 трлн тенге.

По данным Союза машиностроителей Казахстана, объем экспорта продукции машиностроения  увеличился в два раза и составил 3,8 млрд долларов (1,7 трлн тенге). Расширена номенклатура экспортируемой продукции и сейчас отечественные предприятия начали экспортировать в такие страны как Азербайджан, Таджикистан, ОАЭ, Туркменистан и Китай.

Редакция AutoReport поговорила с заместителем директора исполнительной дирекции Союза машиностроителей Казахстана Жанибеком Дариновым о развитии производства в стране и перспективах отечественных предприятий.

– Здравствуйте, Жанибек. В настоящий момент разработан и находится на стадии согласования проект Комплексного плана развития машиностроения на 2024-2028 годы. Расскажите, на что ориентирован данный документ, и на чем он будет сфокусирован.

– Здравствуйте, Ербол. Главная цель документа – повысить конкурентоспособность отечественных машиностроительных предприятий, внедрить новые технологии и повысить экспортный потенциал отрасли. Следует отметить, что комплексный план включает в себя три основные задачи, которые призваны стимулировать машиностроение и обрабатывающую промышленность в целом.

Первое – это улучшение базовых условий для развития отрасли. Реализация этой задачи будет включать в себя обеспечение отечественных производителей сырьем по доступным ценам, квалифицированными кадрами и доступным финансированием, а также совершенствование налогового стимулирования отечественных производителей.

Второе – это содействие продвижению отечественной продукции. Будет распространена практика заключения долгосрочных офтейк-контрактов на систему государственных закупок и закупок недропользователей, а также субъектов естественных монополий.

Также будут приняты меры по совершенствованию собственной испытательной и сертификационной базы, а также системы оценки соответствия.

И третье – это развитие приоритетных секторов отрасли. Комплексным планом предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование таких подотраслей, как:

  • железнодорожное машиностроение;
  • горно-металлургическое;
  • нефтегазовое;
  • электротехническое и энергетическое;
  • сельхозмашиностроение;
  • автомобилестроение;
  • электронное машиностроение.

Реализация Комплексного плана развития машиностроительной отрасли позволит увеличить индекс физического объема (ИФО) производства в 2,2 раза, инвестиций до 138,4 млрд тенге, экспорта в 1,5 раза до 5,7 млрд долларов (2,6 трлн тенге), производительность труда в 2,7 раза с 30 до 81,9 тысяч долларов на человека (с 13,5 до 36,8 млн тенге).

– А какой уровень локализации сегодня на отечественных предприятиях?

– Везде по-разному. Где-то бывает 30%, где-то 50%, где-то до 70% доходит. К примеру, в электротехническом машиностроении достаточно активно развивается производство трансформаторов, аккумуляторов, кабельно-проводниковой продукции. Основные производители: Alageum Electric, "Кайнар-АКБ", "Казэнергокабель" и другие. В железнодорожном машиностроении также развивается производство локомотивов, электровозов, вагонов. Здесь можно отметить такие компании как "Локомотив Құрастыру Зауыты", "Электровоз Құрастыру Зауыты", Казахстанская вагоностроительная компания.

Если брать нефтегазовое машиностроение, а также производство автобусов и сельхозтехники, то здесь в среднем уровень локализации не превышает 30%.

– А какие вообще меры поддержки оказываются отечественным предприятиям?

– Их много. В Казахстане действуют сразу несколько организаций, которые оказывают различные меры поддержки, в зависимости от целей и нужд того или иного предприятия.

К примеру, Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry может возместить часть затрат на продвижение отечественных обработанных товаров, работ и услуг на внутренний рынок, на повышение компетенции предприятия, на совершенствование технологических процессов, а также на повышение эффективности организации производства.

А Центр развития торговой политики QazTrade поможет с продвижением товаров за рубежом и доставкой самой продукции. То есть компаниям могут возместить от 30% до 80% расходов. Но не более 13 тысяч МРП (44,85 млн тенге) для продвижения и не более 75 тысяч МРП (258,75 млн тенге) для доставки.

Также есть НУХ "Байтерек", который оказывает финансовую поддержку субъектам МСБ и экспортоориентированным предприятиям через Банк Развития Казахстана, Фонд "Даму", KazakhExport и Фонд развития промышленности.

– Оказываются ли меры поддержки в плане поиска покупателей отечественной продукции? Помимо зарубежного продвижения отечественных компаний.

– Это хороший вопрос. Приведу пример, когда мы обращаемся в Правительство с просьбой выделить доступное и льготное финансирование, нам готовы оказать такую поддержку, но возникает встречный вопрос, кому эту продукцию продавать. А у нас на самом деле со сбытом проблемы. Поэтому мы хотим в будущем предусмотреть норму, чтобы госорганы, недропользователи и нацкомпании в приоритетном порядке закупали отечественную продукцию машиностроения через механизм офтейк-контрактов и долгосрочных договоров.

– Какие сложности в отечественном машиностроении вы видите сегодня?

– Развитие отрасли сдерживается недостаточной конкурентоспособностью отечественных предприятий, как на внутреннем, так и внешнем рынках (высокая зависимость от импорта, слабое присутствие казахстанской машиностроительной продукции на мировом рынке).

В 2022 году импорт машиностроительной продукции составил 20 млрд долларов (почти девять трлн тенге). Это 40% от всего импорта Казахстана в прошлом году.

Сегодня, мы отстаем в вопросах поддержки отрасли по сравнению с другими странами. К примеру, Китай и Германия, которые входят в первую пятерку стран-экспортеров машиностроительной продукции Казахстана, проводят очень акцентированные политики по поддержке и развитию машиностроительной отрасли. Китай точечно применяет налоговые льготы (100% возврат НДС при экспорте машин и оборудования). В Германии предусмотрены федеральные программы по стимулированию промышленных предприятий (налоговые стимулы и льготные тарифы на электроэнергию), субсидируется экспорт.

Соседний Узбекистан ввел ограничения на допуск к государственным закупкам для иностранных товаров. Для местных товаров 15% скидка. У них есть система квот на импорт продукции машиностроения.

Многие индустриально развитые страны мира (США, Корея, Франция, Япония) активно используют механизмы поддержки именно технологически сложных компаний, к которым в первую очередь относятся машиностроительные предприятия.

У нас имеется значительный потенциал для роста отрасли за счет импортозамещения широкой номенклатуры нефтегазовой и горно-металлургической машиностроительной продукции. Смотрите, при емкости внутреннего рынка машиностроительной продукции в 23 млрд долларов (10,3 трлн тенге) доля отечественных товаропроизводителей не превышает 30%.

– Может быть этот потенциал видят иностранные компании? Насколько Казахстан привлекателен для инвестиций из за рубежа?

– Количество совместных проектов с иностранными партнерами ежегодно увеличивается. На данный момент в отрасли работают такие мировые компании, как General Electric, General Motors, Alstom, Siemens, LG, CLAAS, Boehmer, Linde AG, WILO, Wabtec, JAC, КАМАЗ и другие.  

В основной капитал отрасли инвестировано более 62 млрд тенге, привлечено более 245 млн долларов (110,1 млрд тенге) прямых иностранных инвестиций.

Государство уделяет приоритетное внимание поддержке инвесторов. Законодательно закреплены меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций.

В Казахстане создано 13 специальных экономических зон, предлагающих льготное налогообложение, а для стратегических инвесторов действует "инвестиционный договор", обеспечивающий им особые условия. В целом по стране изменение законодательства обеспечило помощь бизнесу, улучшение онлайн-обслуживания и пересмотр системы выдачи разрешений.

Казахстан заинтересован в сотрудничестве и реализации новых проектов во всех сферах промышленности, особенно в машиностроении.

В отрасли имеется большой потенциал для совместного инвестиционного сотрудничества. Поэтому Союз готов оказать всестороннюю поддержку инвестиционным проектам в отрасли машиностроения.