23.01.2024 14:32
14 мин.

Когда закончится дефицит топлива в Казахстане

Редакция AutoReport поговорила с членом общественного совета Министерства энергетики Олжасом Байдильдиновым.

Ербол Казистаев
Фото: pixabay.com

В 2024 году многих казахстанцев интересует вопрос, стоит ли ожидать роста цен на топливо, и будет ли дефицит бензина и дизеля на заправках. Редакция AutoReport поговорила с членом общественного совета Министерства энергетики Олжасом Байдильдиновым. 

Итак, по данным Министерства энергетики, в 2023 году в Казахстане производено 5 326 тысяч тонн бензина и 5 158 тысяч тонн дизеля. На 2024 год ведомство ставит задачу произвести 5 146 тысяч тонн бензина и 5 223 тысяч тонн дизеля. Как видите, в этом году Казахстан снижает производство бензина, что может стать причиной дефицита. Вполне вероятно, что в страну импортируют российское топливо. В сентябре 2023 года вице-министр энергетики Ерлан Аккенженов заявил, что Казахстан ведет переговоры с Россией об увеличении индикативного баланса (лимита) импорта бензина до 110 тысяч тонн. На тот момент этот показатель составлял 40 тысяч тонн. 

По словам члена общественного совета Министерства энергетики Олжаса Байдильдинова, Казахстан примерно с 2020 года испытывает дефицит топлива, и недостающие объемы приходится импортировать из России. Он добавил, что в 2023 году в Казахстан ввезено 800 тысяч тонн российского дизеля и 300-400 тысяч тонн бензина. 

Летом 2023 года на казахстанских АЗС не хватало бензина АИ-95. Но так как российское топливо на порядок дороже казахстанского, то на стеллах заправок фактически установили две цены – на российский и на казахстанский бензин. 

"Это может быть проблемой. Если мы продолжим также импортировать более дорогой бензин из России, то все АЗС начнут устанавливать два ценника на топливо. Для автовладельцев будет сложно понять, где какой бензин, за что они платят, не продают ли под видом российского бензина казахстанский", – заявил Олжас Байдильдинов в беседе с редакцией AutoReport. 

Он считает, что дефицит топлива в Казахстане продлится, как минимум, до 2030 года, так как отечественные НПЗ уже работают на пределе возможностей, а параллельно растет количество автомобилей на дорогах, что значительно повышает потребление. 

Собеседник редакции AutoReport добавил, что говорить о строительстве четвертого НПЗ можно только после 2030 года, до этого времени дефицит топлива будет только расти. По его словам, Казахстан не производит необходимого количества зимнего дизеля, который приходится импортировать из России, где дизель значительно дороже. 

"Сейчас мы этот дизель импортируем из России. Он там дороже. Мы видели, как в прошлом году цены на зимний дизель росли до 550 тенге за литр. Отмечу, что цены на зимний дизель не подлежат госрегулированию. Предельные розничные цены установлены только на летний дизель", – объясняет эксперт. 

Он добавил, что тот рост цен на топливо, который был в 2023 году, продолжится и в 2024. Олжас Байдильдинов отметил, что считает рост цен на топливо в Казахстане фактическим выравниванием стоимости до адекватного уровня, так как сейчас разница между стоимостью бензина АИ-92 и АИ-95 составляет примерно 30%, а между АИ-92 и АИ-98 уже 50%. Так быть не должно. Для сравнения, в ОАЭ стоимость АИ-92 и АИ-95 отличается на 3-4%, а АИ-98 дороже АИ-92 на 7-10%. Таким образом в Казахстане сложилась ситуация, когда покупатели АИ-95 или АИ-98 субсидируют тех, кто покупает АИ-92.